Свиные кости помогли проследить за перемещениями древних британцев по острову

Анализ останков свиней, которых британцы, жившие в эпоху неолита, ели на пирах, позволил проследить за перемещениями древних людей по острову. Как сообщается в Science Advances, свиней к мегалитическим сооружениям на юге и юго-западе Англии, таким как Даррингтон-Уоллс и Эйвбери, привозили даже из Шотландии и Западного Уэльса.

Мегалиты на юге Великобритании были важными церемониальными сооружениями. Это подтверждается тем, что в их строительство вкладывались огромные ресурсы. Также о церемониальности говорят остатки пиршеств, которые здесь устраивали древние жители острова. В частности, около Даррингтон-Уоллс, который находится в трех километрах к северо-востоку от Стоунхенджа, устраивали пиры (преимущественно зимой), на которых ели много свинины. Об этом свидетельствуют найденные здесь свиные кости. Предположительно подобные события привлекали людей со всей округи, но направления и масштабы этих передвижений изучены плохо. Пока нет доказательств того, что островитяне во время строительства хенджей (в III тысячелетии до нашей эры), контактировали с жителями континентальной Европы. Но артефакты свидетельствуют о том, что сами древние жители Великобритании активно путешествовали по острову.

За перемещениями древних людей удобнее всего следить по их останкам. Но они встречаются в хенджах довольно редко, к тому же большинство из них кремированы и не подходят для биомолекулярного анализа. Зато в мегалитических сооружениях археологи находили множество костей домашних животных, в частности свиней. Британские исследователи под руководством доктора Ричарда Мэгдвика (Richard Madgwick) из Кардиффского университета решили сосредоточиться на изучении останков домашних животных. Свиней не слишком удобно перегонять на большие расстояния (или везти их туши), поэтому, скорее всего, животных для пиршеств в хенджах выращивали неподалеку. Но если уж свинья не местная, скорее всего, ее привозили с собой люди.

Авторы исследования провели изотопный анализ костей 131 свиньи, найденных в четырех неолитических хенджах на юге и юго-западе Великобритании, — Даррингтон-Уоллс, Марден, Маунт Плезант и мегалитическом сооружении вблизи Вест Кеннета (он входит в  комплекс Эйвбери). Ученые оценили соотношение изотопов:

• стронция (87Sr/86Sr), которое позволяет определить, из какой местности произошло животное;

• кислорода (δ18O), которое говорит о климате, в котором обитали свиньи;

• серы (δ34S), позволяющее оценить, находилась ли та или иная местность вблизи морского или океанского побережья;

• а также соотношения изотопов углерода (δ13C) и азота (δ15N), рассказывающие о рационе свиней, в частности давали ли им мясо или морепродукты.

Оказалось, что большинство свиней вырастили где-то в другом месте, а потом пригнали (или привезли их туши) на юго-восток острова. Так, 45 свиней вырастили где-то на побережье, или вблизи него. Учитывая то, что только один из исследуемых хенджей (Маунт Плезант) находится в пределах 50 километров от ближайшего побережья, животных перегоняли, как минимум на несколько десятков километров. Некоторых из них вырастили в на северо-западе Англии, северо-западе Уэльса (приблизительно в той же местности, откуда строители Стоунхенджа привозили синие камни), и даже в Шотландии.

Авторы считают, что их исследование продемонстрировало масштабы передвижений по острову. «Мы можем рассматривать эти собрания, как первые объединенные культурные мероприятия на нашем острове. Когда люди со всех уголков Британии собирались в места вокруг Стоунхенджа, чтобы устроить пиршество, а еду для него специально выращивали и привозили из дома», — говорит Мэгдвик.

Недавно британские археологи выяснили, что добыча камней, из которых строили Стоунхендж, в каменоломнях в Западном Уэльсе велась еще пять тысяч лет назад. А до этого другая группа исследователей обнаружила, что некоторые похороненные в Стоунхендже люди, возможно, были родом оттуда же, откуда и камни.

Во Франции нашли 36-тысячелетний артефакт в виде головы собакообразного животного