Глава американского космического агентства NASA Джим Брайденстайн на слушаниях в Сенате США заявил, что сверхтяжелая ракета SLS не будет готова к запланированному запуску корабля «Орион» в июне 2020 года — чтобы не срывать график запусков, вместо нее могут быть использованы частные ракеты. Об этом сообщают агентства Associated Press и AFP.
Ракета-носитель SLS (Space Launch System) предназначена для пилотируемых полетов и вывода грузов за пределы околоземной орбиты. Изначально тестовый полет ракеты планировалось провести в 2016 году, но сроки неоднократно сдвигались. В декабре 2018 года во время очередных испытаний ракетного двигателя RS-25, который будет использоваться в первой ступени SLS, произошла авария, из-за которой испытания были остановлены.
Глава NASA сообщил сенаторам, что ракета SLS не будет готова к запланированному тестовому запуску EM-1 в июне 2020 года. Это, по его словам, стало очевидно недавно, когда агентство оценивало состояние проекта. Он также не исключил, что для того, чтобы не срывать график полетов, для запуска будут использоваться две частные ракеты (не уточнив, что это могут быть за ракеты): одна выведет на орбиту корабль «Орион» без экипажа и европейский сервисный модуль, вторая — верхнюю ступень, с которой «Орион» должен будет состыковаться, чтобы отправиться к Луне. Брайденстайн отметил, что пока механизма такой стыковки у корабля нет, его придется разработать. На такую схему, возможно, понадобится больше финансирования, признал чиновник (стоимость проекта SLS оценивается в 12 миллиардов долларов).
We need to consider all options to meet the Exploration Mission-1 target launch date of June 2020, including launching on commercial rockets. pic.twitter.com/fR5b2NzPtg
Решение о том, откладывать ли полет ради готовности SLS или перейти на коммерческую схему, NASA примет в ближайшие две недели. В последнем случае SLS впервые запустят к 2023 году, уже с экипажем на борту «Ориона».
В ноябре 2018 года NASA получило служебный модуль для космического корабля «Орион», который был создан специалистами Европейского космического агентства на базе грузового корабля ATV, летавшего к МКС до 2015 года. Основной модуль — обитаемая капсула — уже проходит испытания, и в декабре 2014 года совершил первый полет. Европейский модуль будет обеспечивать капсулу энергией, водой и кислородом, на нем установлены маршевые двигатели и баки с топливом.
Ольга Добровидова
Это второй подобный аппарат для компании ispace
Японская частная космическая компания ispace завершила расследование причин крушения модуля Resilience во время высадки на Луну в начале июня. Инженеры подтвердили идею о том, что аппарат на финальном этапе спуска к поверхности Луны не успел эффективно затормозить из-за задержки в получении данных от лазерного дальномера, который стал поставлять данные лишь после того, как высота стала меньше 900 метров. Эта аномалия не обнаруживалась на других этапах снижения или во время предпусковых проверок, не связана со сбоем программного обеспечения и могла возникнуть из-за уменьшенной мощности лазерного пучка или потока отраженного от поверхности Луны лазерного излучения. По словам представителей компании, авария не повлияет на сроки запуска еще двух подобных модулей к Луне, а их навигационные системы будут доработаны.