Во время очередных испытаний ракетного двигателя RS-25 произошла авария, из-за которой испытания были остановлены. Четыре двигателя RS-25 будут использоваться в первой ступени сверхтяжелой ракеты-носителя SLS, первый полет которой запланирован на середину 2020 года. Трансляция испытаний проходила на сайте NASA, ее запись доступна на YouTube.
RS-25 — это жидкостный ракетный двигатель замкнутой схемы, использующий жидкий водород в качестве топлива и жидкий кислород в качестве окислителя. Он развивает тягу 1670 килоньютонов на уровне моря, а в аварийных ситуациях допустимо увеличение тяги еще на девять процентов. Изначально RS-25 создали для многоразовых космических кораблей проекта Space Shuttle. На каждом шаттле было установлено три таких двигателя, которые получали топливо и окислитель от внешнего бака. За 135 полетов кораблей такого типа произошла лишь одна авария, которая привела к остановке двигателя в полете.
Поскольку двигатель доказал свою надежность и эффективность, NASA решило использовать его в качестве основных двигателей перспективной ракеты SLS. В программе SLS будут использоваться две модификации RS-25. Во время первых четырех полетов на SLS будут устанавливать RS-25D, оставшиеся с программы Space Shuttle. В дальнейшем на SLS будет применяться новая и более дешевая в производстве модификация RS-25E, не адаптированная для многоразового использования.
Перед использованием двигателей в реальных полетах NASA проводит тестовые прожиги, имитирующие работу во время полета. Последний тест проходил 12 декабря в космическом центре Джона Стенниса в американском штате Миссисипи. Вскоре после начала работы двигателя у его основания появилось пламя, из-за чего специалисты остановили испытания. Также незадолго до остановки в двигателе появились сильные вибрации.
Пока NASA не уточняет причины случившегося, а также не раскрывает, где произошла неполадка — в двигателе или в системе подачи топлива на испытательном стенде. Кроме того, неизвестно, какая именно модификация RS-25 проходила испытания, однако, вероятно, этот двигатель не предназначен для использования во время первого полета SLS, который многократно переносился и на данный момент запланирован на июнь 2020 года. При этом, если авария связана с конструктивными особенностями двигателя RS-25, это может повлиять на дату первого полета SLS, несмотря на то, что в ней будут использоваться другие экземпляры двигателей.
Помимо жидкостных ракетных двигателей RS-25 сверхтяжелая ракета SLS будет использовать на старте твердотопливные боковые ускорители, которые так же, как и RS-25, основаны на технологиях программы Space Shuttle. Первые испытания ускорителя прошли в 2015 году, а вторые и последние перед первым полетом ракеты — в середине 2016 года.
Григорий Копиев
Сверху на ускоритель установили переходный отсек с теплозащитным экраном
SpaceX показала модернизированный ускоритель Super Heavy B9 с установленным на его вершине переходным отсеком, который предназначен для расстыковки ступеней по «горячей» схеме, сообщает издание space.com. Компания продолжает подготовку ко второму испытательному запуску ракеты Starship, точная дата которого пока еще не определена. Первый испытательный полет, в котором двухступенчатая система Starship, состоящая из прототипов ускорителя Super Heavy B7 и корабля Starship S24, достигла высоты 39 километров, состоялся 20 апреля 2023 года. Стартовав с площадки космодрома Starbase в штате Техас, ракета начала набирать высоту, несмотря на последовательное отключение нескольких двигателей из 33 установленных на ускорителе. Однако к моменту разделения ступеней началось неконтролируемое вращение и Starship был подорван системой прекращения полета (подробнее об этом запуске можно прочитать в материале «Она рванула»). После анализа собранных во время первого полета данных инженеры SpaceX решили изменить схему расстыковки первой и второй ступеней, изменив ее на «горячую». Это означает, что двигатели корабля Starship включатся, когда он будет еще находиться на ускорителе. Поэтому для защиты на вершину Super Heavy установили дополнительный небольшой переходный отсек с тепловым экраном и множеством сквозных отверстий по периметру — через них будет осуществляться газоотведение от включившихся двигателей корабля. Фотографии переходного отсека, установленного на вершину ускорителя B9, были недавно опубликованы в twitter-аккаунте компании. Кроме этого, по словам главного инженера SpaceX в конструкцию нового прототипа ускорителя было внесено более 1000 изменений по сравнению с предыдущей версией. Изменениям подвергся и стартовый стол, серьезно пострадавший во время первого запуска — тогда под ним образовался глубокий кратер. Чтобы предотвратить подобное в будущем, под стартовым столом установили стальную плиту со множеством отверстий, через которые во время запуска распыляется большое количество воды. Работа водяной системы напоминает направленный вверх душ. После предварительного тестирования ее впервые задействовали во время огневого испытания двигателей первой ступени 6 августа. Дата второго полета, в котором помимо ускорителя B9 примет участие прототип корабля Starship S25, пока не известна. Помимо технической готовности, SpaceX необходимо будет еще получить разрешение государственного регулятора, которому компания недавно передала заключительный отчет о первом испытании. Тем временем российская автоматическая станция «Луна-25», стартовавшая с космодрома Восточный 11 августа, успешно вышла на окололунную орбиту и прислала первый снимок лунной поверхности. Однако затем она не смогла выполнить маневр перехода на предпосадочную окололунную орбиту. На орбите Луны также находится индийская станция «Чандраян-3», от которой недавно отделился спускаемый лунный модуль. Оба аппарата в скором времени должны совершить посадку в южном приполярном регионе Луны.