Канадские ученые провели фМРТ-эксперимент, в ходе которого просили участников вжиться в роль Ромео или Джульетты, и выяснили, что это меняет активность участков мозга, которые отвечают за восприятие собственного «я». Статья опубликована в журнале Royal Society Open Science.
В зависимости от ситуации человек может входить в разные роли, меняя свое поведение: к примеру, общение с коллегами или однокурсниками отличается от общения с близкими друзьями и семьей. Эти роли, тем не менее, все еще составляют границу одного «я» человека. Другое дело касается ролей, которые актеры исполняют на сцене или экране: в этой ситуации то, насколько человек может отойти от собственного ощущения себя и вжиться в роль, обычно показывает его мастерство. При этом непонятно, происходит ли стирание границы собственного «я» только внешне, то есть в поведенческом аспекте, или же отличия видны даже в работе головного мозга.
Разобраться в этом решили канадские ученые из Университета Макмастера под руководством Стивена Брауна (Steven Brown). В их исследовании приняли участие 15 студентов, изучающих театральное мастерство в университете. Во время сканирования им необходимо было ответить (про себя) на несколько вопросов вроде «Если бы вы в кого-то влюбились, сказали ли бы вы об этом своим родителям?» или «Пришли ли бы вы на вечеринку, на которую вас не звали?».
Ответы участники давали либо со своей точки зрения, либо с точки зрения своего близкого друга или другого человека, которого они знают, а также со своей точки зрения, но проговаривая ответ про себя с британским акцентом. Наконец, в последнем условии участникам необходимо было ответить на вопрос так, как бы ответили главные персонажи трагедии Уильяма Шекспира «Ромео и Джульетта»: для этого участников просили вжиться в роль персонажей своего пола, вспомнив вторую сцену второго акта трагедии (сцена на балконе).
Каждое из использованных в эксперименте условий имеет различные границы умения ставить себя на место себя и другого человека. Ученым необходимо было изучить активность мозга в том случае, когда актеру необходимо вжиться в роль персонажа, именно поэтому эта активность сравнивалась с той, которая появляется тогда, когда участники отвечают на вопросы так, как ответили бы сами. При этом активность мозга, которая наблюдается в случае, когда участник вживается в роль своего знакомого или использует другой акцент, используется в качестве контрольной.
Ученые выяснили, что вхождение в роль Ромео или Джульетты во время эксперимента сильно снизило активацию в лобных долях участников и повысило ее в области предклинья: рассмотренные участки отвечают за процесс определения границ собственного тела, мыслей, чувств и воспоминаний.
Исходя из полученных результатов ученые сделали вывод, что вхождение в роль какого-либо персонажа для актера меняет границы собственного «я», что, судя по всему, помогает им лучше вжиться в роль. Повышенную активацию предклинья, в свою очередь, ученые объясняют тем, что вхождение в роль не подразумевает полного отхождения от границ самого себя (по-видимому, это невозможно), а как бы дополняет их личностью другой, из-за чего этому участку необходимо снизить участие в процессе собственной личности человека и повысить участие личности персонажа.
В экспериментах с использованием фМРТ участников зачастую просят выполнять самые странные задания. Одним из самых странных таких экспериментов можно назвать тот, в котором крокодилу дали послушать Баха, об этом мы писали в прошлом году.
Елизавета Ивтушок
Это левая и правая вентромедиальная префронтальная кора
Исследователи из Великобритании, Германии, Ирландии, Китая, США и Франции пришли к выводу, что инициация курения табака у подростков связана с дефицитом серого вещества в вентромедиальной префронтальной коре левого полушария мозга, а закрепление пристрастия к нему — с аналогичным явлением в правом полушарии. Отчет о работе опубликован в журнале Nature Communications. Употребление никотина, особенно в форме табакокурения, представляет собой самую распространенную форму зависимого (аддиктивного) поведения и ведущую причину смертности взрослых в мире. По оценкам, к 2030 году с ним будет связано более восьми миллионов смертей ежегодно. Курение табака в детстве связано с психическими заболеваниями и ухудшением когнитивных функций, что может быть связано с его влиянием на развитие мозга. Большая часть постоянных курильщиков приобретает зависимость от никотина в возрасте до 18 лет, и именно ее преодолеть сложнее всего. Таким образом, недоформированная зависимость у подростков может служить потенциальной мишенью для эффективной терапии, но для этого необходимо понимать биологические механизмы начала курения и закрепления пристрастия к табаку. Тревор Роббинс (Trevor Robbins) и Цзяньфэн Фэн (Jianfeng Feng), аффилированные с Университетом Фудань, Кембриджским и Уорикским университетами, и их коллеги включили в работу 807 участников (55 процентов женского пола) проспективного мультицентрового лонгитюдного исследования здоровых подростков IMAGEN из Великобритании, Германии, Ирландии и Франции. В возрасте 14, 19 и 23 лет их опрашивали на предмет табакокурения (хотя бы раз пробовавших относили к курильщикам) и выполняли им МРТ мозга с повоксельным картированием. Также они заполняли опросники по темпераменту и характеру (TCI-R) и личностной склонности к употреблению веществ (SURPS), а также проходили ряд тестов на физическое, психическое и когнитивное развитие. 181 участник пробовал курить табак до 14 лет, из них 87 — однажды или дважды. 166 из этих 181 продолжали курить к 19 годам, причем с возрастающей частотой. К этому возрасту попробовали табак еще 366 добровольцев, остальные 260 вошли в контрольную группу. Лишь 11 и 58 участников соответственно курили в возрасте 14 и 19 лет ежедневно. Тем не менее, 134 из 181 и 280 из 366 в этих возрастах сообщили о курении в течение 30 дней, предшествовавших опросу. Данные по 23-летнему возрасту использовали для валидации. Выяснилось, что объем серого вещества в левой вентромедиальной префронтальной коре (вмПФК) в 14-летнем возрасте значимо ниже у тех, кто попробовал табак и в 14, и в 19 лет. И у тех, и у других наблюдалось ускоренное снижение объема серого вещества в правой вмПФК, причем те, кто начал курить между 14 и 19 годами, по этому объему в 14 лет не отличались от некурящих. В 23 года ускоренная потеря серого вещества в правой ВМПФК присутствовала у тех, кто продолжал курить, то есть она начиналась после знакомства с табаком и, вероятно, связана с его влиянием. При этом снижение объема левой вмПФК было связано с поиском новизны, несобранностью и склонностью нарушать правила (по TCI-R), а правой вмПФК — с поиском острых ощущений (по SURPS). Проведя дополнительный лонгитюдный анализ и менделевскую рандомизацию, авторы работы заключили, что снижение объема левой вмПФК может быть наследственным фактором снижения когнитивных функций и, как следствие, поведенческой расторможенности, повышающей риск начала табакокурения в младшем возрасте. В ходе формирования зависимости уменьшается объем правой вмПФК, что снижает контроль восприятия и управления желаниями под влиянием гедонической мотивации. Подобная концепция помогает понять нейробиологические и поведенческие механизмы инициации и поддержания аддиктивного поведения у подростков, а значить, помочь в разработке мер его профилактики и лечения, считают исследователи. Ранее злоупотребление табаком и алкоголем, как и другие формы рискованного поведения у подростков связывали с внешним локусом контроля (стремлением человека искать объяснения происходящему с собой в окружающей среде) и даже обычным недосыпом. Также было показано, что химический анализ волос и конфиденциальный опрос выявляют примерно одинаковую долю подростков, употребляющих алкоголь, никотин и другие психоактивные вещества. Однако результаты этих методов практически не совпадают, так что, если их суммировать, эта доля почти удвоится.