Попытка вжиться в роль Ромео или Джульетты размыла границы собственного «я»

Канадские ученые провели фМРТ-эксперимент, в ходе которого просили участников вжиться в роль Ромео или Джульетты, и выяснили, что это меняет активность участков мозга, которые отвечают за восприятие собственного «я». Статья опубликована в журнале Royal Society Open Science.

В зависимости от ситуации человек может входить в разные роли, меняя свое поведение: к примеру, общение с коллегами или однокурсниками отличается от общения с близкими друзьями и семьей. Эти роли, тем не менее, все еще составляют границу одного «я» человека. Другое дело касается ролей, которые актеры исполняют на сцене или экране: в этой ситуации то, насколько человек может отойти от собственного ощущения себя и вжиться в роль, обычно показывает его мастерство. При этом непонятно, происходит ли стирание границы собственного «я» только внешне, то есть в поведенческом аспекте, или же отличия видны даже в работе головного мозга.

Разобраться в этом решили канадские ученые из Университета Макмастера под руководством Стивена Брауна (Steven Brown). В их исследовании приняли участие 15 студентов, изучающих театральное мастерство в университете. Во время сканирования им необходимо было ответить (про себя) на несколько вопросов вроде «Если бы вы в кого-то влюбились, сказали ли бы вы об этом своим родителям?» или «Пришли ли бы вы на вечеринку, на которую вас не звали?».

Ответы участники давали либо со своей точки зрения, либо с точки зрения своего близкого друга или другого человека, которого они знают, а также со своей точки зрения, но проговаривая ответ про себя с британским акцентом. Наконец, в последнем условии участникам необходимо было ответить на вопрос так, как бы ответили главные персонажи трагедии Уильяма Шекспира «Ромео и Джульетта»: для этого участников просили вжиться в роль персонажей своего пола, вспомнив вторую сцену второго акта трагедии (сцена на балконе).

Каждое из использованных в эксперименте условий имеет различные границы умения ставить себя на место себя и другого человека. Ученым необходимо было изучить активность мозга в том случае, когда актеру необходимо вжиться в роль персонажа, именно поэтому эта активность сравнивалась с той, которая появляется тогда, когда участники отвечают на вопросы так, как ответили бы сами. При этом активность мозга, которая наблюдается в случае, когда участник вживается в роль своего знакомого или использует другой акцент, используется в качестве контрольной.

Ученые выяснили, что вхождение в роль Ромео или Джульетты во время эксперимента сильно снизило активацию в лобных долях участников и повысило ее в области предклинья: рассмотренные участки отвечают за процесс определения границ собственного тела, мыслей, чувств и воспоминаний.

Исходя из полученных результатов ученые сделали вывод, что вхождение в роль какого-либо персонажа для актера меняет границы собственного «я», что, судя по всему, помогает им лучше вжиться в роль. Повышенную активацию предклинья, в свою очередь, ученые объясняют тем, что вхождение в роль не подразумевает полного отхождения от границ самого себя (по-видимому, это невозможно), а как бы дополняет их личностью другой, из-за чего этому участку необходимо снизить участие в процессе собственной личности человека и повысить участие личности персонажа.

В экспериментах с использованием фМРТ участников зачастую просят выполнять самые странные задания. Одним из самых странных таких экспериментов можно назвать тот, в котором крокодилу дали послушать Баха, об этом мы писали в прошлом году.

В зрительной коре нашлись нейроны еды

В вентральном зрительном потоке есть нейроны, реагирующие на изображения еды, выяснили американские ученые. Они распознали нейронные сигналы, которые при стандартном анализе данных фМРТ, по всей видимости, заглушались другими близко расположенными популяциями. Скопления нейронов еды обнаружены с двух сторон от той области ветеренообразной извилины, которая отвечает за распознавание лиц. Оказалось, что они сильнее реагируют на готовые блюда, например, пиццу, но сырые овощи или фрукты также вызывают их ответ. Статья опубликована в журнале Current Biology.