Пятимесячные младенцы соотнесли абстрактные понятия с символьной репрезентацией

Французские ученые выяснили, что уже в возрасте пяти месяцев — до того, как появляется способность говорить, — ребенок может выстраивать связи между абстрактными понятиями и конкретными символьными обозначениями, причем как визуальными, так и звуковыми. Для этого они обучили младенцев соотносить сочетания различных слогов с изображениями и словами и измерили активность их мозга в процессе обработки знакомых и незнакомых для них сочетаний. Статья опубликована в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.

Концепты в человеческой системе восприятия делятся на конкретные и абстрактные, и если конкретными понятиями манипулировать довольно легко, то с абстрактными все не так просто. К примеру, есть банан: он желтый, вытянутый и сладкий на вкус — конкретный объект. Один раз выучив, что такое банан и как он выглядит, ребенок без проблем научится его определять. Есть и другие понятия, абстрактные: например, музыка, время или любовь. Каждый из этих концептов нельзя представить в виде какого-то конкретного объекта, но можно выразить символически, а самая структурированная символическая система — это человеческий язык. Скажем, абстрактное понятие любви можно описать с помощью метафор вроде «бабочки в животе», а музыку — разделить на ноты, присвоив каждой специальный символ.

Нетрудно предположить, что подобная достаточно сложная концептуальная система может выстроиться только в том случае, если ребенок уже умеет говорить и понимать речь. Тем не менее, для самого владения речью концептуальная система уже должна работать: ребенок, произнося свое первое слово, уже понимает, что это слово означает. Клэр Кабдебон (Claire Kabdebon) и Жислен Деан-Ламбертц (Ghislaine Dehaene-Lambertz) из Университета Париж-Сакле решили проверить, могут ли младенцы (всего в исследовании приняли участие 150 детей) выстраивать связь между каким-либо концептом с одной стороны и его символьным обозначением — с другой.

Ученые составили словарь из слогов, фонологически характерных для родного языка матерей младенцев — французского. Эти слоги были разделены на две группы в зависимости от расположения в них гласных и согласных. Получившиеся из таких слогов слова, в свою очередь, подразделялись на три группы в зависимости от расположения этих слогов: AAB, ABA и ABB. 

В фазу обучения до начала самих экспериментов ребенка научили связывать определенную последовательность слогов в «словах» с объектом: например, слову в форме AAB соответствовало изображение рыбки, а слову в форме ABA — изображение львенка. Во втором эксперименте вместо львенка ученые использовали символьную репрезентацию в виде псевдослова, состоявшего из одного слога.

В качестве основного показателя понимания ребенка связи между символическим обозначением и сочетанием слогов ученые с помощью электроэнцефалографии измерили поздние вызванные потенциалы головного мозга — электрическая реакция в ответ на стимул. Ученые предположили, что при обработке стимулов возникнет разница потенциалов. Другими словами, активность мозга при обработке знакомой пары концепт-символ будет отличаться от обработки незнакомой пары: пара AAB вместе с изображением львенка, предположительно, вызовет у ребенка удивление, и активность его мозга на энцефалограмме будет другой. В качестве нейтрального (контрольного) условия ученые использовали незнакомое для детей «слово» — сочетание слогов в формате ABB.

Ученые выяснили, что активность мозга младенцев при обработке знакомых и незнакомых стимулов действительно отличается: причем это было заметно как в первом эксперименте, в котором использовались только картинки, так и во втором, где символьная репрезентация была в различной модальности (не только картинки, но и слова). Более того, различие вызванных потенциалов наблюдалось и в третьем эксперименте: в нем младенцам необходимо было выстроить обратную картину, соотнеся не понятие с его символьным обозначением, а наоборот.

Авторы работы, таким образом, показали, что еще до того, как дети учатся говорить, они формируют способность связывать достаточно сложные концепты реального мира с их символьной репрезентацией. Более того, то, что дети смогли соотнести абстрактное понятие с несколькими модальностями так же говорит о том, что подобная концептуальная система достаточно гибка — как и у взрослых. При описании абстрактных и конкретных объектов мира вокруг человек может пользоваться самыми разными средствами передачи информации: так, у банана есть вкус и цвет (то есть банан воспринимается минимум через две модальности — вкусовую и зрительную), а любовь можно как описать словами, так и почувствовать. Более того, ребенок также может и восстановить обратную картину символ — понятие, что говорит о том, что его концептуальная система — уже в пятимесячном возрасте — не только гибка, но и стабильна.

Пятимесячные дети часто становятся объектами исследований, посвященных формированию языковых и концептуальных моделей до формирования самой способности говорить. Например, недавно ученые выяснили, что в этом возрасте дети умеют распознавать языковую рекурсию.

Елизавета Ивтушок

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.
В сточных водах обнаружили 18 новых психоактивных веществ

Такие результаты дал трехлетний мониторинг в 16 странах мира