Группа археологов описала 681 случай крушения испанских кораблей у берегов Кубы, Панамы, Доминиканской республики, республики Гаити, Восточного побережья США, Бермудских и Багамских островов в период с 1492 по 1898 год. Для этого ученые около пяти лет работали с архивами Мадрида и Севильи, сообщает The Guardian.
Впервые испанские корабли появились в водах Америки во время экспедиции Христофора Колумба в 1492 году. После этого Испания развернула масштабную экспансию, известную под названием «конкиста». Господство Испанской империи над регионом продолжалось около четырехсот лет, вплоть до поражения в испано-американской войне 1898 года, когда Испания потеряла свои последние колонии в Америке: Кубу и Пуэрто-Рико.
В проекте, инициатором которого выступило министерство культуры Испании, участвовали археологи Карлос Леон (Carlos León) и Беатрис Доминго (Beatriz Domingo), а также военно-морской историк Геновева Энрикес (Genoveva Enríquez). Ученые искали информацию о кораблях, затопленных в период между 1492 и 1898 годами, со времени крушения судна Христофора Колумба «Санта-Мария» до испано-американской войны. Основной целью проекта исследователи считают возможность определить места кораблекрушений и защитить судна от охотников за сокровищами. Кроме того, археологи надеются, что исследование поможет пролить свет на историю тех затонувших кораблей, детали гибели которых до сих пор неизвестны. По словам Леона, полученные данные позволят понять, что из себя представляло мореплавание в то время.
В результате работы с архивами, ученые выяснили, что в 90,2 процентах случаев причиной кораблекрушения были природные катаклизмы: тропические штормы и ураганы. Порядка 4,3 процентов кораблей разбилось о подводные скалы или их команда не справилась с управлением. И совсем небольшой процент крушений вызван действиями других людей: около 1,4 процентов случаев — гибель судна в результате военных действий, и еще 0,8 процентов — из-за нападения пиратов. О судьбе большинства кораблей известно лишь из письменных источников, на сегодняшний день ученые знают о местонахождении останков лишь четверти судов из описанных 681. Археологи обнаружили 12 зон наибольшей концентрации кораблекрушений в районах Панамы, Доминиканской республики и архипелага Флорида-Кис: вместо ожидаемых 2-3 затоплений в день, их число могло доходить до 18.
«Некоторые из этих районов, такие как залив Дамас в Панаме, очень открыты», — говорит Леон. «Там проходили огромные ежегодные торговые фестивали с XVI века до середины XVII, что влияло на увеличение числа морских перевозок. Это не очень защищенная территория, поэтому, когда начинался шторм, корабли тонули».
Исследователи продолжают работу над составлением базы данных затонувших кораблей, которую правительство Испании впоследствии передаст тем государствам, у берегов которых могут быть обнаружены останки. Однако информацию следует сообщать очень осторожно, подчеркивают археологи, потому что некоторые страны могут сотрудничать с охотниками за сокровищами. На суднах, которые отправлялись к Американскому континенту и обратно, перевозилось огромное количество драгоценных металлов, специй и других товаров, а также реликвии и камни для строительства церквей.
В 2015 году мы писали о том, как американские исследователи обнаружили у берегов Панамы испанское торговое судно, затонувшее в XVII веке. А в октябре 2018 года у нас вышел материал о совместной находке греческих и американских ученых: у берегов острова Фурни археологам удалось обнаружить пять затонувших кораблей. Эта находка была частью продолжительного морского исследования, которое проводилось правительством Греции с 2015 года.
Наталия Каланова
Около 85-90 процентов изученных артефактов были сделаны из рогов северных оленей
Группа ученых из Великобритании, Германии, Испании и Швеции исследовала 49 роговых гребней IX века нашей эры, найденные во время раскопок Хедебю — крупного торгового центра эпохи викингов. С помощью масс-спектрометрической пептидной дактилоскопии они установили, что около 85–90 процентов изделий были сделаны из рогов северных оленей (Rangifer tarandus). Это указывает на прямые или опосредованные торговые связи между жителями юга Ютландии и населением Центральной и Северной Скандинавии. Об этом сообщается в статье, опубликованной в журнале Antiquity.