Крупнейшим извержением вулкана 2018 года по количеству диоксида серы, выброшенного в атмосферу, стало извержение Манаро Воуи, также известного как Аоба, на одноименном острове в составе Вануату, тихоокеанского островного государства. Об этом говорится в сообщении NASA Earth Observatory.
Манаро Воуи, или Аоба, — активный щитовой вулкан в Вануату, тихоокеанском государстве к востоку от Австралии. Как отмечается в сообщении, за время своей активности в 2018 году вулкан выбросил в верхний слой тропосферы и стратосферу по крайней мере 400 тысяч тонн SO2 в июле в наиболее активной фазе извержения и не менее 600 тысяч тонн всего за год — это в три раза больше, чем за все извержения 2017 года в совокупности.
На карте концентрации диоксида серы в стратосфере по данным инструмента OMPS на спутнике Suomi-NPP можно видеть относительные объемы выбросов SO2 от Манаро Воуи, гавайского Килауэа и вулкана Сьерра-Негро на Галапагосских островах. На графике приведена общая масса диоксида серы в стратосфере в июле и августе 2018 года.
Ученые отмечают, что SO2 «живет» в атмосфере недолго, но в стратосфере образует сульфатные аэрозоли, которые могут находиться там несколько месяцев и даже лет. В экстремальных случаях, например, при извержении вулкана Пинатубо в 1991 году, эти аэрозоли могут давать охлаждающий эффект для климата, но чтобы он был заметен, необходимо по крайней мере 5-10 миллионов тонн SO2 — так что Манаро Воуи не сможет оказать сколько-нибудь значимого воздействия на глобальный климат.
Еще одно извержение 2018 года, которое привлекло много внимания, — извержение индонезийского вулкана Анак-Кракатау, которое вызвало масштабное цунами. В ходе извержения вулкан уменьшился в четыре раза и потерял старый кратер, но почти сразу же обзавелся новым.
Ольга Добровидова
Главным образом из-за вспашки земель и внесения удобрений
С 1961 года выбросы от производства пшеницы, риса и кукурузы выросли с 400 миллионов до 3,3 миллиарда тонн эквивалента углекислого газа в год. Почти все они связаны с вспашкой (порядка 70 процентов) и внесением удобрений (порядка 30 процентов). Самый резкий скачок в карбоноемкости произошел у риса, но максимальным потенциалом глобального потепления обладает зерно, выращенное в России и Украине. Статья опубликована в Nature Climate Change.