Американские исследователи решили проверить как разные факторы влияют на созревание антител в раннем детстве. Оказалось, что частоты соматических гипермутаций во всех классах антител увеличиваются с возрастом и, кроме того, повышены в классах IgM и IgD у детей, которые часто болеют инфекционными заболеваниями. Особняком стоят результаты для антител класса IgE: частота гипермутации сильно отличалась между детьми и была особенно высока у аллергиков. Результаты работы опубликованы в журнале Science Translational Medicine.
Основная сила В-клеток — неотъемлемых участников приобретенного иммунного ответа — заключается в их способности синтезировать специфичные к патогену антитела. Эти антитела несут на себе участки со случайным образом сгенерированными аминокислотными последовательностями, разнообразный репертуар которых позволяет организму среагировать практически на любой патоген, в том числе и на такой, с которым иммунитет никогда не встречался.
Антитела, несущие на себе один и тот же вариабельный участок, могут принадлежать к пяти разным классам. Антитела IgD и IgM синтезируются в наивных В-клетках. После встречи В-клетки с антигеном, специфичным для вариабельного участка, она начинает активно делиться и может переключиться (а может и нет) на производство антител других классов. Для этого из ДНК, кодирующей антитела вырезаются определенные куски. Положение этих участков определяет то, антитела какого класса будут синтезированы с этой ДНК. Антитела IgG становятся базовыми участниками вторичного иммунного ответа, IgA защищают наши слизистые от инфекций, а «суперсила» IgE — борьба с паразитами. Кроме того, работу последнего связывают с появлением аллергических реакций.
Смена одних классов антител другими — не единственные изменения, сопровождающие активацию В-клетки. При ее делении участок ДНК, ответственный за распознавание антигена начинает мутировать примерно в миллион чаще чем остальные регионы генома. Эта соматическая гипермутация помогает организму из одной клетки создать целую «армию клонов», которые будут более-менее узнавать конкретный патоген, но при этом некоторые из них смогут это делать особенно хорошо благодаря повышенному сродству к антигену из-за новых мутаций.
Известно, что вакцинация, болезни и другие факторы влияют на гипермутацию антител. Сандра Нильсен (Sandra Nielsen) и ее коллеги из Стенфордского университета решили выяснить, как это происходит в раннем детстве на примере 51 ребенка. Исследование основано на сведениях об образе жизни и болезнях детей, а также на секвенировании ДНК антител из образцов крови, собранных на протяжении трех первых лет жизни детей. Все антитела были разделены по классам и для каждого из них ученые посмотрели на частоту гипермутаций. Оказалось, что она увеличивается по мере взросления детей для всех классов антител, причем этот тренд заметен как для отдельных детей, так и среди них в целом. Исключение составили антитела IgE, частота гипермутаций в которых сильно отличалась между детьми.
Дальше авторы статьи посмотрели на то, с чем еще может быть связана повышенная частота мутаций в разных типах антител. В качестве основных факторов связанных с количеством антигенов, попадающх в организм, они рассматривали инфекционные заболевания, чистоту дома или аллергические реакции. Оказалось, что дети, у которых гипермутация антител IgD и IgM (характерных для наивных В-клеток) идет особенно активно, больше времени проводят болея простудой. В свою очередь, повышенная частота гипермутаций IgE, главного «специалиста по аллергиям», у исследованных детей оказалась связана с аллергией или экземой. Последняя нарушает прочность кожного покрова, и теоретически может способствовать попаданию излишнего количества патогенов в организм и спровоцировать классическую аллергию.
Еще одна особенность, которую ожидали увидеть авторы, — связь между гипермутацией антител и чистотой в доме. Многие новые для себя антигены ребенок собирает с поверхностей, просто взаимодействуя с ними или облизывая грязные пальцы. Поэтому частая уборка или использование бактерицидных моющих средств с триклозаном —популярным антимикробным агентом — может снизить (по мнению авторов) потенциальное число антигенов, с которыми может познакомиться иммунная система ребенка. Как следствие, исследователи ожидали увидеть пониженную частоту гипермутаций антител, которые появляются в ходе формирования иммунного ответа. Оказалось, что чистота в доме практически не влияет на количество гипермутаций, а использование триклозансодержащих моющих средств, назначавшееся семьям случайным образом, дает противоречивые реультаты. Гипотеза подтвердилась для IgE, но для базового типа антител IgG результат оказался противоположным.
Результаты Нильсен и ее коллег основаны на небольшой выборке и должны быть подтверждены в дальнейшем на большем объеме данных. Тем не менее, эта работа позволила обнаружить связь между высоким уровнем гипермутаций IgE в раннем возрасте и аллергическими реакциями и экземой. Относительно недавние исследования показали,что эти два заболевания имеют между собой много общего.
Ученые также обнаружили два ранее неизвестных вида клостридий
Анализ генетической базы данных Национального центра биотехнологической информации позволил ученым обнаружить фрагменты геномов клостридий, отсеквенированных вместе с ДНК древних людей. Им удалось собрать 24 генома столбнячной палочки, а также обнаружить два ранее неизвестных вида клостридий. Кроме того, ученые показали, что вариант гена tent, кодирующего производство столбнячного нейротоксина, который ранее отсеквенировали из образца мумии южноамериканской культуры Чинчорро, способен вызвать паралич у мышей. Препринт этой работы доступен на сервисе bioRxiv.