Вакцина против возбудителя брюшного тифа помогла иммунным клеткам атаковать другие патогены

Некоторые вакцины приводят к неспецифической активации иммунного ответа. Исследовательская группа из Ливерпуля изучила реакцию иммунной системы на ведение живой ослабленной вакцины против брюшного тифа Ty21a. Оказалось, что Ty21a изменяет экспрессию генов иммунных клеток и влияет на их активность в ответ на другие антигены, то есть помогает бороться и с другими патогенами. Статья опубликована в Science Advances.

По готовности организма бороться с чужеродными объектами различают врожденный и приобретенный иммунитет. Первый обладает способностью эффективно атаковать опасный биоматериал, который впервые попадает в организм. Он реализуется фагоцитами, гранулоцитами и некоторыми лимфоцитами. Приобретенный иммунитет быстро работает только при повторном проникновении объекта в организм. За него ответственны Т- и В-лимфоциты.

Для того, чтобы тренировать иммунные клетки организма перед встречей с настоящей инфекцией, используют вакцины. Например, для профилактики кори, краснухи, полиомиелита, туберкулеза людям вводят ослабленные живые штаммы этих микроорганизмов. Иммунные клетки запоминают их и при повторном попадании уже активного штамма быстрее распознают и убивают его. Недавно было показано, что вакцины против туберкулеза (БЦЖ, Бацилла Кальмета-Герена), кори и оральная полиомиелитная вакцина повышают эффективность работы иммунитета в целом, снижая общую летальность в случае инфекционных заболеваний.

Группа ученых из Ливерпульского университета и Ливерпульской школы тропической медицины под руководством Мелиты Гордон (Melita Gordon) продемонстрировала неспецифический эффект оральной вакцины Ty21a против штамма Salmonella typhi, вызывающего брюшной тиф. Они анализировали рецепторы моноцитов у добровольцев через две недели, три и шесть месяцев после вакцинации. Оказалось, что через три месяца гены некоторых рецепторов более активно экспрессируются, например TLR-4 и TLR-5. Так как моноциты циркулируют в крови примерно сутки, исследователи сделали вывод, что происходит эпигенетическое изменение регуляции генов предшественника этих клеток.

Также ученые культивировали in vitro Т- и В-лимфоциты, моноциты контрольной и вакцинированной Ty21a групп и оценивали их активность после стимуляции разными антигенами. Например, моноциты вакцинированных добровольцев секретировали больше интерферона-γ, а B-лимфоциты — больше интерлейкина 4 в ответ на антиген гриба Candida albicans. Авторы отметили, что в сравнении с другими вакцинами, приводящими к подобным эффектам, Ty21a безопаснее и дешевле. А благодаря стимулирующему неспецифическому действию на иммунитет ее можно включить в программы по вакцинации.

В начале этого года ВОЗ внесла отказ от вакцинации в список глобальных угроз человечеству. В рамках борьбы с этой проблемой ученые рассмотрели варианты распространения информации о важности вакцин в твиттере. Оказалось, что более популярными были посты без прямых ссылок на источник.

Екатерина Харыбина