Люди, жившие на Иберийском полуострове в эпоху неолита, 6,2-5,6 тысяч лет назад, по-видимому, жили бок о бок с собаками, говорится в Journal of Archaeological Science: Reports. Вероятно, они готовили животным еду (иногда животных держали практически на вегетарианской диете) и хоронили вместе с умершими, правда, предварительно принеся собак в жертву.
Древние люди хоронили собак вместе с людьми еще в эпоху палеолита. К неолиту практика совместных погребений существовала, в том числе, во многих районах южной Европы. На Иберийском полуострове она появилась в конце V тысячелетия до нашей эры. Судя по найденным в погребениях останкам собак, их приносили в жертву. Это подтверждается и тем, что скелеты собак находили и в церемониальных местах того периода, которые были разбросаны по всему полуострову.
Особенно многочисленными такие погребения были на северо-востоке полуострова, в современной Каталонии. Археологи под руководством Эулалии Субиры (M. Eulàlia Subirà) из Автономного университета Барселоны исследовали некрополь и несколько отдельных погребений, которые датировались периодом 6,2-5,6 тысяч лет назад, и изучили останки найденных там 26 собак. Они определили их возраст и определили соотношения изотопов углерода и азота в останках 18 животных и выяснили, насколько различался рацион собак и их хозяев. Соотношение изотопов азота и углерода позволяет определить рацион человека или животного в детстве и юности.
Возраст собак был в диапазоне от одного месяца до шести лет, но больше половины из них погибло в возрасте до двух лет. Вместе с ними были похоронены как взрослые мужчины и женщины, так и подростки, и дети моложе шести лет. Поэтому связи между этими животными и какой-то определенной половозрастной группой людей исследователи не нашли. Часть собак были похоронены не в непосредственной близости с людьми, а отдельно, среди других домашних животных. Интересно, что размеры собак были примерно одинаковы, длина их туловища составляла от 40 до 50 сантиметров. «То, что для захоронений выбирали животных до одного года, свидетельствует о том, что их, вероятно, приносили в жертву. С одной стороны можно предположить, что потом их съедали. Но то, что собаки были похоронены рядом с людьми, свидетельствует, что это было сделано намеренно и здесь имел место какой-то похоронный ритуал», — объясняет ведущий автор исследования Сильвия Альбизури (Silvia Albizuri) из Барселонского университета.
Соотношение изотопов в собачьих останках показало, что рацион собак и их хозяев был очень похож (рацион людей из некоторых каталанских погребений изучали в других исследованиях). Собак кормили не только мясом, но и овощами и зерном. Четырех собак держали практически на вегетарианской диете, а двоих — на мясной. «Эти результаты показывают, что собаки и люди сосуществовали бок о бок. Возможно, пищу для собак специально готовили, что очевидно в случаях вегетарианской диеты. Возможно, люди так поступали, чтобы собаки сосредоточились на своих обязанностях по охране людей, а не рыскали в поисках еды. Этим можно было бы объяснить и примерно одинаковые размеры собак», — говорит Эулалия Субира.
Эмоциональная привязанность людей к собакам, по-видимому, возникла тысячелетия назад. Люди заботились и ухаживали за больными животными, о чем свидетельствует древнейшее совместное захоронение людей и собак, сделанное 14 тысяч лет назад. В нем археологи нашли останки семимесячного щенка, который, вероятно, болел чумкой. Эта болезнь поражает собак в возрасте 3-4 месяцев, и то, что щенок прожил так долго, по-видимому, говорит о том, что он нем заботились люди.
Генетики изучили останки из могильника Болдырево-4
Группа российских ученых исследовала останки трех детей, раскопанные несколько лет назад в Оренбургской области в кургане ямной археологической культуры. Генетический анализ показал, что все они были девочками, жившими около пяти тысяч лет назад и умершими в возрасте примерно шести лет. Учитывая пол, возраст и тяжелые заболевания, выявленные у двух детей, исследователи пришли к выводу, что эти люди обладали особым статусом в обществе ямной культуры. Об этом сообщается в статье, опубликованной в журнале Вестник археологии, антропологии и этнографии.