Ученые из Стэндфордского университета провели исследование с участием 2844 американских пользователей Facebook, часть из которых попросили удалить свои аккаунты на время промежуточных выборов. К концу эксперимента участники почувствовали себя счастливее, стали проводить меньше времени в социальных сетях и больше — с семьей и друзьями. Также уменьшилась поляризация их политических настроений и информированность о происходящем в мире. Препринт статьи опубликован на сайте университета.
Появление социальных сетей сделало общение между людьми гораздо проще; кроме того, проще стало поддерживать собственные интересы и узнавать новости с помощью ленты, выстроенной под каждого пользователя, и тематических сообществ. Тем не менее, упрощение доступа к социальным сетям после появления смартфонов и прочих портативных гаджетов может привести к тому, что пользователи проводят в них слишком много времени. Это, в свою очередь, поднимает важные вопросы о возможном негативном влиянии социальных сетей. Так, прошлой осенью ученые провели пилотное исследование на выборке в 143 человека, с помощью которой показали, что сокращение времени, которое пользователи проводят в популярных соцсетях, уменьшает симптомы депрессии и избавляет от одиночества.
Негативный эффект от соцсетей может усиливаться во время важных социальных событий, например, выборов или нестабильной политической обстановки. В новой работе ученые из Стэндфордского университета под руководством Ханта Эллкотта (Hunt Allcott) решили изучить влияние соцсетей на жизнь пользователей из США во время промежуточных выборов в конгресс, которые прошли в ноябре 2018 года. Для этого они с помощью рекламы в Facebook собрали группу из 2844 добровольцев, которые выразили желание на четыре недели деактивировать свой аккаунт за менее чем 100 долларов (их, в свою очередь, выбрали из большей выборки людей, которые откликнулись на объявление). Из них затем исследователи случайно выбрали 58 процентов и попросили их на месяц, предшествующий дате окончания выборов, удалить свои аккаунты. Половине из этой группы (опять же выбранной в случайном порядке) к концу эксперимента заплатили деньги, а половине нет.
В течение четырех недель исследователи следили за состоянием участников при помощи онлайн и смс-опросов, а также контролируя их активность в Facebook (на случай выхода из эксперимента) и Twitter. Кроме того, участников опрашивали на предмет того, как они проводят свободное время без соцсети, сколько общаются с близкими, а также откуда получают новости и насколько они заинтересованы в политической жизни страны.
Во время исследования только два процента участников, которые попали в экспериментальную выборку, заново активировали свои аккаунты. К концу эксперимента ученые обнаружили как позитивные, так и негативные эффекты деактивации аккаунта: участники стали меньше времени проводить в других социальных сетях и больше времени — с семьей и друзьями, улучшилось их психическое состояние, но также они стали менее информированны о происходящем в стране и мире.
Авторы работы также отмечают, что после эксперимента участники стали меньше времени проводить в соцсети, а то, что большое количество пользователей было согласно деактивировать свои аккаунты за деньги, говорит о том, что они понимают возможное негативное влияние, которое оказывает на них время, проведенное в Facebook.
Открытые данные, которые предоставляют пользователи Facebook, используются и для машинного обучения. Например, несколько лет назад ученые выяснили, что по активности пользователей можно предсказать наличие у них табачной или алкогольной зависимости с точностью в 86 процентов.
*Facebook принадлежит компании Meta, деятельность которой в России запрещена.
Елизавета Ивтушок
При равновесии или большинстве женщин оценки студентов не различались
Студенты американского университета оценили женщин ниже, чем мужчин, если эти женщины преподавали на кафедре, где мужчин больше. Также студенты таких кафедр ожидали, что более важные и значимые курсы у них будут вести мужчины. Однако при гендерном равновесии или преобладании женщин среди преподавателей, оценки студентов не различались в зависимости от того, вел ли у них курс мужчина или женщина. Узнали это американские исследователи в ходе эксперимента с участием 803 студентов университета и статистического анализа реальных оценок, которые 115467 студентов из США поставили своим преподавателям. Статья опубликована в журнале The Proceedings of the National Academy of Sciences. Оценить качество работы преподавателя в университете можно разными способами, один из них — это впечатления студентов. Но на мнение студентов может влиять не только то, как преподаватель ведет занятие, а и другие, не имеющие прямого отношения к преподавательской деятельности, факторы, например, привлекательность или лояльность при выставлении отметок, а также гендер педагога. Известно, что студенты склонны оценивать женщин из этой сферы ниже, чем мужчин. Согласно теоретическим представлениям, преобладание мужчин или женщин в некоторой позиции в какой-то профессиональной области приводит к тому, что данная позиция или социальная роль закрепляется в представлении людей за одним из гендеров. Поэтому, например, мы ожидаем в качестве механика в автосервисе, скорее, встретить мужчину, а в качестве воспитателя в детском саду — женщину. Так в академической среде в США существует неравенство в пользу мужчин, что может объяснять более низкие оценки женщин, занимающих должность преподавателя университета. Ориана Арагон (Oriana Aragon) из Университета Цинциннати и ее коллеги изучили предвзятость оценок студентов в условиях гендерного перевеса или равновесия среди преподавателей. В рамках эксперимента 409 студентов и 394 студентки представляли себя учениками некоторой кафедры, сайт которой они просматривали. Поделившись своими ожиданиями о том, мужчины или женщины вероятнее будут вести занятия на курсах более высокого (изучаемые дольше, глубже и часто в малых группах, более специализированные, важные и значимые для выбранной дисциплины) и низкого уровня, участники стали подробнее знакомиться с сайтом. Они читали краткую биографию преподавателей и смотрели их фото — это случайным образом были женщины или мужчины. Также участники узнавали о курсе, слушателями которого, как представляли, они будут, случайно попадая на курс более высокого или низкого уровня. После студенты оценивали преподавателя, соглашаясь или нет с 11 утверждениями о нем. Например, студентам надо было выбрать, насколько они согласны с тем, что методы преподавания преподавателя помогли понять материал курса: 1 — совершенно не согласен, 2 — не согласен, 3 — нейтрально, 4 — согласен и 5 — полностью согласен. Оказалось, что, попадая на кафедру, где среди преподавателей больше мужчин, студенты ожидают, что мужчины будут вести курсы более высокого уровня, а женщины — низкого (p = 0,003). У учеников кафедр с гендерным равновесием эти предубеждения были, но слабее: здесь студенты все еще ожидали, что мужчины будут вести курсы более высокого уровня, однако не ждали, что женщины будут вести курсы более низкого уровня. А у студентов, которые были на кафедре с преобладанием женщин, не было предвзятости в отношении того, мужчины или женщины будут вести курсы низкого и высокого уровня (p = 0,650). При этом нарушение ожиданий связано с предвзятостью в оценке работы преподавателей. Так, когда гендер преподавателя совпадал с ожиданиями студентов, выставляемые оценки были выше, чем, когда ожидания не оправдывались (p = 0,041). Если студенты считали, что на их кафедре больше мужчин, то они выставляли более низкие оценки, чем у мужчин, женщинам, которые вели курсы более высокого уровня, но более высокие оценки, чем у мужчин, женщинам, которые вели курсы более низкого уровня (p