При равновесии или большинстве женщин оценки студентов не различались
Соотношение негативных и позитивных оценок для мужчин и женщин
Oriana Aragon et al. / The Proceedings of the National Academy of Sciences, 2023
Студенты американского университета оценили женщин ниже, чем мужчин, если эти женщины преподавали на кафедре, где мужчин больше. Также студенты таких кафедр ожидали, что более важные и значимые курсы у них будут вести мужчины. Однако при гендерном равновесии или преобладании женщин среди преподавателей, оценки студентов не различались в зависимости от того, вел ли у них курс мужчина или женщина. Узнали это американские исследователи в ходе эксперимента с участием 803 студентов университета и статистического анализа реальных оценок, которые 115467 студентов из США поставили своим преподавателям. Статья опубликована в журнале The Proceedings of the National Academy of Sciences.
Оценить качество работы преподавателя в университете можно разными способами, один из них — это впечатления студентов. Но на мнение студентов может влиять не только то, как преподаватель ведет занятие, а и другие, не имеющие прямого отношения к преподавательской деятельности, факторы, например, привлекательность или лояльность при выставлении отметок, а также гендер педагога. Известно, что студенты склонны оценивать женщин из этой сферы ниже, чем мужчин.
Согласно теоретическим представлениям, преобладание мужчин или женщин в некоторой позиции в какой-то профессиональной области приводит к тому, что данная позиция или социальная роль закрепляется в представлении людей за одним из гендеров. Поэтому, например, мы ожидаем в качестве механика в автосервисе, скорее, встретить мужчину, а в качестве воспитателя в детском саду — женщину. Так в академической среде в США существует неравенство в пользу мужчин, что может объяснять более низкие оценки женщин, занимающих должность преподавателя университета.
Ориана Арагон (Oriana Aragon) из Университета Цинциннати и ее коллеги изучили предвзятость оценок студентов в условиях гендерного перевеса или равновесия среди преподавателей. В рамках эксперимента 409 студентов и 394 студентки представляли себя учениками некоторой кафедры, сайт которой они просматривали. Поделившись своими ожиданиями о том, мужчины или женщины вероятнее будут вести занятия на курсах более высокого (изучаемые дольше, глубже и часто в малых группах, более специализированные, важные и значимые для выбранной дисциплины) и низкого уровня, участники стали подробнее знакомиться с сайтом. Они читали краткую биографию преподавателей и смотрели их фото — это случайным образом были женщины или мужчины. Также участники узнавали о курсе, слушателями которого, как представляли, они будут, случайно попадая на курс более высокого или низкого уровня. После студенты оценивали преподавателя, соглашаясь или нет с 11 утверждениями о нем. Например, студентам надо было выбрать, насколько они согласны с тем, что методы преподавания преподавателя помогли понять материал курса: 1 — совершенно не согласен, 2 — не согласен, 3 — нейтрально, 4 — согласен и 5 — полностью согласен.
Оказалось, что, попадая на кафедру, где среди преподавателей больше мужчин, студенты ожидают, что мужчины будут вести курсы более высокого уровня, а женщины — низкого (p = 0,003). У учеников кафедр с гендерным равновесием эти предубеждения были, но слабее: здесь студенты все еще ожидали, что мужчины будут вести курсы более высокого уровня, однако не ждали, что женщины будут вести курсы более низкого уровня. А у студентов, которые были на кафедре с преобладанием женщин, не было предвзятости в отношении того, мужчины или женщины будут вести курсы низкого и высокого уровня (p = 0,650).
При этом нарушение ожиданий связано с предвзятостью в оценке работы преподавателей. Так, когда гендер преподавателя совпадал с ожиданиями студентов, выставляемые оценки были выше, чем, когда ожидания не оправдывались (p = 0,041).
Если студенты считали, что на их кафедре больше мужчин, то они выставляли более низкие оценки, чем у мужчин, женщинам, которые вели курсы более высокого уровня, но более высокие оценки, чем у мужчин, женщинам, которые вели курсы более низкого уровня (p <0,001). В условиях гендерного равновесия студенты ниже оценивали мужчин, которые вели курсы более низкого уровня (p < 0,001), а в оценках преподавателей, которые вели курсы более высокого уровня, разницы между мужчинами и женщинами не было. И, наконец, на кафедрах, где больше преподавателей были женщинами, наоборот, мужчин, которые вели курсы более низкого уровня, оценивали выше, чем женщин. В оценках преподавателей, которые вели курсы более высокого уровня, разницы между мужчинами и женщинами не было также, как и при гендерном равновесии.
Схожая картина наблюдалась и при анализе массива реальных оценок от 115467 студентов, которые обучались на 51 кафедре государственного университета США. Эти студенты оценили 1885 преподавателей, которые вели 4700 курсов в 2018–2019 учебном году. На 72,6 процента кафедр женщины составляли гендерное меньшинство.
Авторы считают, что их исследование показывает связь между гендерным составом кафедры и предвзятостью оценок от студентов, что может напрямую влиять на карьеру преподавателей.
Другие гендерные различия тоже могут влиять на карьеру женщин. Например, мужчин чаще, чем женщин, упоминают по фамилии.
Исследование проводили в США
Мишель Лент (Michelle Lent) из Филадельфийского колледжа остеопатической медицины с коллегами провела проспективное обсервационное лонгитюдное исследование и пришла к выводу, что после трех месяцев приема каннабиса по медицинским показаниям у пациентов улучшаются все аспекты качества жизни, связанного с состоянием здоровья (HRQoL). В работе приняли участие 399 человек (медианный возраст 46,4 года; 66,4 процента — женщины), которым врач прописал медицинский каннабис. Наиболее частыми показаниями служили тревожные расстройства (61,9 процента случаев) и тяжелая хроническая или неустранимая боль (53,6 процента). Перед началом приема и спустя три месяца участники проходили полуструктурированное интервью и заполняли опросник по качеству жизни SF-36. Результаты исследования опубликованы в Journal of Cannabis Research.