Аэрозоли оказались неэффективны в борьбе с тараканами

Американские ученые выяснили, что аэрозоли для обработки помещений с целью избавления от тараканов неэффективны: им не удалось снизить популяцию насекомых после обработки жилых помещений несмотря на эффективность в лабораторных условиях. Более того, использование средств в несколько раз повысило концентрацию инсектицидов на поверхностях обработанных помещений. Статья опубликована в журнале BMC Public Health.

Часто в борьбе с тараканами используются различные аэрозоли и фумигаторы, которые распространяют токсичные для насекомых вещества в закрытых помещениях. С одной стороны, их концентрации недостаточно для того, чтобы нанести вред для здоровья человеку в тех же объемах, что и насекомым. С другой стороны, инсектициды могут накапливаться в организме и играть важную роль в развитии различных хронических заболеваний легких. Более того, прошлым летом ученые показали, что высокая концентрация пестицидов в организме беременной женщины повышает шансы рождения у нее ребенка с расстройством аутистического спектра.

Именно поэтому прежде чем применять то или иное средство, необходимо проверить его токсичность для человека и эффективность в борьбе с насекомыми. Этим решили заняться ученые из Университета Северной Каролины под руководством Коби Шала (Coby Schal). Для этого они провели эксперименты в 20 квартирах в одном из неблагоприятных районов города Роли, жители которых жаловались на обилие тараканов. Всего исследователи использовали четыре разных аэрозольных баллона, которые самостоятельно распыляют вещество в закрытом помещении в течение нескольких минут (в США их называют в обиходе «bug bomb», в России такие распылители не распространены, вместо них используются обычные аэрозоли с клапаном, которые жильцы домов распыляют в определенных местах скопления насекомых). В качестве контрольного условия ученые поместили в еще десять домов гелевые приманки для тараканов — менее токсичное средство, которое направлено на то, чтобы приманить насекомое, которое его съест, а затем погибнет, успев заразить сородичей.

Ученые взяли образцы с поверхностей в обработанных помещениях с целью изучить концентрацию потенциально опасных для людей инсектицидов до обработки помещения, сразу после и через месяц после использования аэрозолей. Количество насекомых подсчитали с помощью специальных липких ловушек, которые оставили в местах высокой концентрации насекомых в обработанных квартирах на сутки.

Результаты использования различных средств по борьбе с тараканами показали, что аэрозоли не очень эффективны: количество пойманных тараканов существенно не изменилось через две и четыре недели после использования по сравнению с изначальным количеством. При этом гелевые приманки позволили уменьшить количество насекомых почти в четыре раза за месяц. При этом в лабораторных условиях средства были эффективны: под воздействием аэрозолей в закрытых условиях в течение суток погибли от 95 до 100 процентов тараканов.

Уровень пестицидов на горизонтальных поверхностях в обработанных помещениях после использования аэрозолей повысился в среднем в 85 раз и оставался высоким как после проветривания, так и через несколько недель после обработки.

Авторы работы пришли к выводу, что аэрозольные средства по борьбе с насекомыми не только неэффективны при борьбе с насекомыми в жилых помещениях, но и потенциально опасны для жильцов из-за повышения уровня инсектицидов после их использования. Ученые советуют потребителям переходить на более эффективные и менее опасные средства.

Подробнее о том, как работают различные средства борьбы с насекомыми, вы можете прочитать в нашем материале «Портит нервную систему».

Назвался груздем