Ученые нашли в Либерии летучую мышь с подозрением на заирский вирус Эболы

Либерийские власти заявили, что ученым, работающим в стране, впервые удалось найти там летучую мышь, которая, судя по всему, заражена заирским эболавирусом, вызвавшим недавнюю эпидемию в Западной Африке. Если эти данные, пока не опубликованные в научном журнале, подтвердятся, ученые получат убедительное свидетельство того, что летучие мыши служат природным резервуаром инфекции. Об этом говорится в сообщении организации EcoHealth Alliance, историю также рассказывает журнал Science.

Крупная эпидемия вирусной лихорадки Эбола случилась в 2013-2016 годах в Либерии, Гвинее и Сьерра-Леоне: всего было зафиксировано свыше 28 тысяч заболевших, более 11 тысяч из них умерли. Локальные вспышки заболевания продолжаются до сих пор. Всего известно шесть разновидностей эболавирусов, все они, кроме одной, точно заражают людей, а эпидемию 2013-2016 годов вызвала заирская разновидность, вспышка ее в Демократической республике Конго продолжается до сих пор.

EcoHealth Alliance сообщает, что летучую мышь вида Miniopterus inflatus поймали в 2016 году на северо-востоке Либерии — это первый случай обнаружения зараженной мыши в Западной Африке, до этого их находили в Центральной Африке, Азии и даже Европе. У мыши, питающейся насекомыми (до этого антитела чаще находили у видов, питающихся фруктами), обнаружились антитела к заирскому эболавирусу, кроме того, генетический материал вируса нашли в мазке из ротовой полости. Пока ученые секвенировали лишь 20 процентов генома вируса, но полученные данные указывают на то, что это может быть штамм, близкий к возбудителю эпидемии 2013-2016 годов. Сейчас случаев лихорадки Эбола в стране нет.

Если ученым удастся получить культуру вируса из тканей зараженного животного, это станет «золотым стандартом» подтверждения того, что именно летучие мыши служат природным резервуаром инфекции. Как пояснил N+1 сотрудник EcoHealth Alliance и научного проекта PREDICT Джон Эпстейн, пока этого никто еще не сделал: все свидетельства «в пользу» мышей представляют собой антитела к вирусу или его генетический материал.

«Некоторые ученые настаивают, что чтобы окончательно удостовериться в том, что животное — действительно природный резервуар заболевания, важно, если не необходимо, изолировать вирус из тканей. Но многие другие коллеги принимают данные ПЦР и серологические данные как свидетельство того, что животное заражено», — сказал Эпстейн. Директор Института вирусологии имени Д. И. Ивановского РАМН Дмитрий Львов в беседе с N+1 подтвердил это, отметив, что на практике ученые действительно уже считают летучих мышей природным резервуаром лихорадки Эбола.

В конце лета 2018 года ученые из США и Сьерра-Леоне нашли новый вирус лихорадки Эбола у летучих мышей — это первый случай, когда новый вирус обнаружили у переносчика, а не у зараженного животного или человека. Вирус, получивший название Бомбали (Bombali, сокращенно BOMV) по месту обнаружения, нашли участники этого же американского проекта PREDICT, задача которого — поиск возбудителей заболевания до того, как те заразят людей.

Путешествия привнесли в микробиоту кишечника гены антибиотикорезистентности