Американская компания Stratolaunch Systems отказалась от планов по разработке собственных аппаратов для вывода грузов на орбиту, также будет прекращена разработка ракетного двигателя PGA, сообщает GeekWire. Вместо этого компания будет использовать ракету-носитель Pegasus XL, разработанную Orbital ATK.
Stratolaunch Systems известна своим двухфюзеляжным самолетом-носителем Stratolaunch, размах его крыла составляет 117,3 метра (это самолет с самым длинным крылом в мире), а длина обоих фюзеляжей составляет 72,5 метра. Самолет имеет массу 226,8 тонны и максимальную взлетную массу — 589,7 тонны. Для взлета Stratolaunch необходима полоса длиной 3,7 километра. Самолет пока что проходит испытания и еще не поднимался в воздух — недавно он совершил серию скоростных пробежек по взлетно-посадочной полосе, причем во время последних из них была достигнута скорость отрыва передних стоек шасси.
Stratolaunch планируется использовать как воздушную платформу для запуска ракет и космопланов, за счет запуска с большой высоты можно использовать меньше топлива и, соответственно, ракеты меньшего размера и меньшей массы, чем при запуске с земли, также запуск с воздуха дает возможность гибкого выбора траектории полета ракеты. Несмотря на то, что разработчики изначально говорили о том, что первый тестовый запуск пройдет с ракетой Pegasus XL, разработанной Orbital ATK (для нее запуск с воздуха не в новинку), Stratolaunch работала и над собственными аппаратами для доставки грузов на орбиту. Так, в 2018 году компания объявила, что создаст две ракеты воздушного старта MLV и MLV Heavy, а также пару гиперзвуковых космопланов Hyper-A и Hyper-Z. Кроме того, Stratolaunch Systems разрабатывала собственный водородный двигатель PGA, названный так в честь сооснователя компании Пола Аллена.
Теперь, через несколько месяцев после смерти Пола Аллена, компания решила отказаться от разработки собственных космических аппаратов и двигателя. Вместо этого Stratolaunch Systems использовать в запусках ракету-носитель Pegasus XL. Предполагается, что за один полет самолет-носитель сможет поднимать в воздух до трех ракет такого класса, что позволит удешевить запуски.
Стоит отметить, что Stratolaunch Systems не единственная компания, возлагающая надежды на воздушный запуск. По похожей схеме действует Virgin Group, в которой сразу две компании используют подобную схему. Так, Virgin Orbit планирует запускать ракету-носитель LauncherOne с модифицированного грузового самолета Boeing 747-400 (пока что состоялся только полет без запуска ракеты), а Virgin Galactic использует двухфюзеляжный самолет-носитель WhiteKnightTwo для испытаний суборбитального космоплана SpaceShipTwo.
Николай Воронцов