Низкочастотные колебания тяги двигателей РД-191, которые возникают при сниженной тяге, могут привести к аварии ракеты-носителя «Ангара», выяснили инженеры из НПО «Энергомаш». Для подавления колебаний уже разработаны средства, однако они дают эффект не на всех двигателях.
Ракета-носитель «Ангара» — перспективный российский тяжелый носитель, который в перспективе должен заменить ракету «Протон». Конструкция «Ангары-А5» похожа на конструкцию «Союзов» пакетным расположением первой и второй ступени. Первая ступень («боковушки») и вторая («центральный блок») при старте запускаются одновременно, и двигатель РД-191 центрального блока должен в течение длительного времени работать на сниженной тяге — до 30 процентов от номинальной.
«В процессе создания двигателя РД-191 обнаружилась проблема в обеспечении устойчивой работы на режимах глубокого дросселирования по тяге (ниже 38 процентов от номинального значения), что негативно сказывалось на надежности и ресурсе работы двигателя. Данная проблема проявляется в возникновении низкочастотных колебаний тяги двигателя (порядка 4 герц) при переходе на режим 38 процентов от номинального значения тяги и ниже», — пишут инженеры «Энергомаша» в тезисах доклада, представленных на Королевских чтениях по космонавтике.
В документе отмечается, что низкочастотные колебаний приводят к вибрации элементов конструкции двигателя, что может привести к возникновению резонанса и разрушению ракеты. Вибрации снижают ресурсы трубопроводов, что может привести к их поломке и, как следствие, непредсказуемой работе двигателя.
Низкочастотные и высокочастотные колебания были главной «детской болезнью» жидкостных ракетных двигателей, первыми с ним столкнулись еще конструкторы ракет «Фау-2». С ним боролись разными способами — путем модификации камер сгорания, путем добавления в конструкцию разного рода демпфирующих приспособлений, меняя длину и диаметр труб.
Разработчики РД-191 нашли способ справиться с низкочастотными колебаниями: они добавили в трубопровод окислителя на участке между насосом окислителя и газогенератором доработанный трехпозиционный клапан. При работе двигателя на сниженной тяге этот клапан начинает работать в прикрытом состоянии, обеспечивая дополнительное гидросопротивление. В процессе испытаний выяснилось, что это добавление позволяет существенно уменьшить амплитуду колебаний тяги, и двигатель уже соответствовал требованиям разработчиков «Ангары».
Однако проблема не была решена до конца. «На отдельных экземплярах двигателя отмечается проявление НЧ-колебаний при работе на низких режимах, из чего можно сделать вывод, что эффект от использования трехпозиционного клапана может быть разным на различных экземплярах двигателя. Для дальнейшего совершенствования ракетных двигателей РД-191 важно более подробно изучить явление НЧ-колебаний», — заключают авторы доклада.
Обновлено: после выхода новости пресс-служба НПО «Энергомаш» выпустила сообщение, в котором подтверждена информация о низкочастотных колебаниях тяги. В нем говорится, что эта проблема была решена, но никак не прокомментированы данные, что новый клапан устраняет колебания не на всех двигателях.
В 2016 году стало известно о намерении «Роскосмоса» отказаться от строительства другой ракеты семейства «Ангара», сверхтяжелой «Ангара-А5В» с водородной ступенью. Вместо этого госкорпорация решила заказать разработку нового сверхтяжелого носителя с жидкостными ракетными двигателями РД-171. По словам генерального директора корпорации «Энергия» Владимира Солнцева, новая ракета станет основным носителем в российской лунной программе. Испытания ракеты предварительно запланированы на 2028 год.
Сергей Кузнецов
Он не выходил на связь больше года
Японское агентство аэрокосмических исследований (JAXA) завершило миссию зонда «Акацуки», работавшего на орбите вокруг Венеры: 18 сентября 2025 года агентство прекратило попытки связаться c аппаратом. Он исследовал планету с декабря 2015 года, а в середине весны прошлого года связь с ним прервалась из-за продолжительной работы в режиме управления, не обеспечивающего высокой точности поддержания ориентации в пространстве.