Депрессию и тревожность детей диагностировали по их движениям в опасной ситуации

Американские исследователи научились диагностировать симптомы психических расстройств у детей по анализу их движений во время короткой эмоциональной реакции, вызванной потенциально опасным стимулом. Использовав фитнес-трекер, они показали, что для диагностики необходимо проанализировать всего 20 секунд движений ребенка, после чего диагностировать у него депрессию и тревожность можно с точностью в 81 процент. Статья опубликована в PLOS One.

Многие психические расстройства впервые возникают еще в юном возрасте, виной тому чаще всего неблагополучные условия жизни, буллинг в школе, отсутствие доверительных отношений с родителями и стресс, вызванный учебой. Благодаря тому, что в детстве и подростковом возрасте мозг активно развивается, дальнейшее развитие расстройства можно предотвратить. Для этого проблему нужно заметить как можно раньше — и использовать соответствующие профилактические действия. Тем не менее, достаточно часто в подростковом возрасте симптомы, присущие психическим расстройствам, относят к последствиям взросления и считают временными, не обращаясь за профессиональной помощью.

Ученые под руководством Райана Макгинниса (Ryan S. McGinnis) из Университета Вермонта решили разработать метод автоматической диагностики ранних признаков психических расстройств в детстве. В их исследовании приняли участие 63 ребенка в возрасте от 3 до 8 лет: у трети из них были диагностированы различные психические расстройства, включая посттравматический синдром, депрессию, тревожность, фобию и синдром дефицита внимания и гиперактивности. Всех участников во время эксперимента сопровождали опекуны, а движения детей регистрировались с помощью фитнес-трекеров.

Движения ребенка записывались во время короткого (около полутора минут) эксперимента на вызов эмоциональной реакции. Детей заводили в помещение, в котором находилась накрытая полотном клетка. Экспериментатор сообщал ребенку, что сейчас кое-что ему покажет, после чего снимал полотно с клетки, показывая находящуюся в ней игрушечную змею: для этого экспериментатор доставал змею из клетки и показывал ее ребенку. После этого ребенку тут же сообщали, что змея ненастоящая и безобидна, и предлагали с ней поиграть. Движения, совершенные ребенком во время наблюдений, разделили на три фазы: потенциальная угроза (время до того, как ребенок увидит змею), испуг (время, когда ребенок видит змею) и ответная реакция (время после того, как ребенку объяснят, что змея ненастоящая).

Затем данные использовали для построения регрессионной модели, которая показывала бы зависимость определенных движений ребенка от поставленного им диагноза. Ученые выяснили, что эффективнее всего симптомы депрессии и тревожного расстройства можно диагностировать по движениям ребенка во время первой фазы — фазы потенциальной угрозы, которая длилась около 20 секунд. По этим данным ученым удалось определить симптомы, присущие психическим расстройствам в раннем в возрасте, с точностью в 81 процент. Интересно, что точность такого диагноза была в среднем на 13 процентов выше, чем при диагностике с помощью опросов родителей.

Эмоциональная реакция достаточно часто выражается физически: это касается, например, мурашек и мышечной сжатости, которые сопутствуют состоянию страха. Авторам работы удалось использовать данные о движениях во время эмоциональной реакции для точного определения симптомов депрессии и тревожного расстройства уже в раннем возрасте: в будущем полученную модель можно будет использовать для быстрой диагностики психических расстройств у детей.

На этой неделе британские психологи опубликовали масштабное исследование влияния различных факторов на психическое состояние подростков. С помощью него они, к примеру, показали, что использование гаджетов на их состояние влияет очень слабо — примерно так же влияет потребление картофеля и молока.

Юридический язык документов не понравился юристам