При воспроизведении воспоминаний они извлекаются из человеческой памяти в обратном порядке, сообщается в статье, опубликованной в журнале Nature Communications. Британские психологи провели серию экспериментов, в которой показали, что в процессе извлечения воспоминания об объекте определенные его свойства (семантические и детали внешнего вида) извлекаются из памяти не в том порядке, в котором они туда попали.
В эпизодической памяти хранится информация о конкретных событиях в их контексте: когда что-то произошло, где оно произошло, а также о том, что именно произошло. Разумеется, эпизодическая память используется не только для хранения воспоминаний о конкретных событиях, но также позволяет их извлекать: этот навык необходим, например, для того, чтобы вспомнить, какой подарок на свой день рождения просила бабушка, или выступить свидетелем в зале суда. Обычно эпизодическую память противопоставляют семантической — в ней хранятся воспоминания о различных предметах и понятиях. Тем не менее, воспоминания можно извлекать и из нее, причем в этом участвуют те же механизмы, которые отвечают и за извлечение воспоминаний из памяти эпизодической.
До сих пор, однако, неизвестно, как именно воспоминания (и о предметах, и о событиях) извлекаются из человеческой памяти. С одной стороны, событие или предмет может представляться в памяти в виде единого объекта, который извлекается из нее целиком. Эта модель не совсем верна: для эффективного извлечения в памяти хранятся некоторые детали, поэтому воспоминание скорее можно представить в виде конструктора из множества деталей. Но в этом случае неясен порядок извлечения деталей: воспоминания могут извлекаться либо в том же порядке, в котором они попадали в память, либо в обратном — от самой последней детали к самой первой.
Именно это решили выяснить ученые из Бирмингемского университета под руководством Хуана Линде-Доминго (Juan Linde-Domingo). Для этого они провели два поведенческих эксперимента и эксперимент с использованием электроэнцефалографии (ЭЭГ). В качестве основного материала в экспериментах были использованы изображения различных предметов, а задачей было определить и запомнить два типа информации о нем — семантическую и перцептивную. В качестве семантической информации о предмете использовалась одушевленность (фотоаппарат — неодушевленный объект, а божья коровка — одушевленный), в то время как в качестве перцептивной информации была использована форма представления стимула (фотография или черно-белый рисунок).
В первом эксперименте приняли участие 49 добровольцев. В первой части эксперимента им показывались предметы: необходимо было как можно быстрее определить либо одушевленность, либо способ представления объекта (фотография или рисунок). Во второй части ученые обучили добровольцев связывать каждое слово с определенным предметом (например, тостеру соответствовало слово «вращаться») и затем просили их также определить одушевленность и способ представления связанных объектов. Таким образом ученые разделили процессы запоминания и фазу извлечения воспоминаний, проследив с помощью измерения времени реакции, какое из свойств является первичным для определенного процесса. Во втором эксперименте приняли участие 48 человек: процедура была точно такой же, как в первом эксперименте, только предметы появлялись на ярком фоне (для того, чтобы усложнить процесс извлечения воспоминаний).
Ученые выяснили, что перцептивные свойства объекта определяются быстрее, чем семантические, в процессе формирования воспоминаний, но медленнее — в процессе извлечения воспоминаний.
В ЭЭГ-эксперименте на формирование и извлечение воспоминаний об объектах (процедура была схожей с теми, которые использовались в первых двух экспериментах) приняли участие 24 человека. Ученые выяснили, что активность мозга в процессе определения перцептивных свойств возникает примерно на 50 миллисекунд раньше, чем при определении семантических свойств, но при этом на 400 миллисекунд позже при извлечении воспоминаний.
Скорость реакции и время возникновения активности мозга указывают на то, как быстро и в какое время какая-либо деталь об объекте или событии попадает в память и извлекается из нее. Авторы работы показали, что формирование и извлечение воспоминаний — противоположные в плане определения деталей процессы: если формирование воспоминания больше напоминает конструктор, в котором все детали встают на место по порядку, то его извлечение — это разбор конструктора. В будущем также необходимо проверить, являются ли такие механизмы универсальными: в частности, действуют ли они для более сложного формирования воспоминаний о целых событиях.
Извлечение воспоминаний из эпизодической памяти долгое время считалось исключительно человеческой способностью. В прошлом году, однако, биологи выяснили, что на это способны и крысы.
Елизавета Ивтушок
Особенно важно это оказалось для детей из семей с низким доходом
Ответственное родительство оказалось статистически связано с успехами детей в естественных науках, технологиях, инженерии и математике (STEM) в старших классах. Особенно заметно эффект от качественного эмоционального и когнитивного развития детей проявился в семьях с низким доходом. Результаты анализа исследования на 1096 детях опубликованы в Developmental Psychology. Одна из проблем образования во многих странах — это отсутствия равного доступа к качественному обучению для всех слоев населения. Психологи и исследователи из сферы образования активно изучают влияние различных факторов на раскрытие способностей детей. Так, прошлые работы связали успехи в учебе с уровнем образования родителей вне зависимости от семейного статуса, а для детей из семей с низким доходом оказалось особенно важно дополнительное образование. Такую подготовку в некоторых странах предоставляет государство, что помогает развить способности детей из бедных семей и иметь больше шансов на поступление и поддержание хорошей успеваемости в школах с качественным образованием. Однако на готовность детей из семей с низким доходом к освоению общей школьной программы, а также популярного кластера дисциплин STEM (наука, технологии, инженерия и математика) могут влиять и другие факторы, такие как обстановка в семье, связь с родителями или качество развития ребенка в раннем детстве. Но на данный момент существующие исследования не охватывают достаточного количества семей с разнообразными характеристиками для того, чтобы можно было сделать четкие выводы. Исследователи из США под руководством Андреса Бустаманте (Andres S. Bustamante) из Калифорнийского университета в Ирвайне решили наконец разобраться в этом вопросе и узнать, насколько качество развития детей в первые пять лет связано с общими успехами в школе и в дисциплинах STEM в старших классах. Для этого авторы решили проанализировать данные лонгитюдного исследования Национального института здоровья детей и развития человеческого потенциала, в котором приняло участие 1096 семей. Исследователи собирали данные в разных временных точках с рождения детей до возраста 15 лет. Помимо оценок детей, данные включали в себя информацию о семейном статусе матери, доходе семьи, национальности, настроении и здоровье ребенка. Из всей выборки 8,23 процента семей жили в бедности или на грани бедности, 18,28 процента имели низкий доход, 21,66 процента — низкий/средний доход, а остальные — средний/высокий доход. К детям, которые как минимум 10 часов в неделю были под присмотром других людей (родственников, в детских садах и так далее), приходили наблюдатели для оценки качества эмоционального и когнитивного развития детей в возрасте 6, 15, 24, 36 и 54 месяцев. Наблюдатель оценивал чувствительность воспитателя к состоянию ребенка (создание комфортной для него атмосферы, реагирование на нужды ребенка) и уровень стимулирования когнитивных способностей (включение в общение с ребенком новых слов, создание для него изменяющихся ситуаций и новых задач, использование качественной обратной связи и тому подобное) по четырехбалльной шкале. В 15 лет дети проходили тесты когнитивных способностей Вудкока-Джонсона, а работники школы предоставляли информацию о дополнительных предметах учеников, их общим оценкам и оценкам по дисциплинам STEM. С помощью регрессионного анализа авторы выявили влияние чувствительности воспитателя к нуждам ребенка в раннем детстве на школьные оценки по дисциплинам STEM в 15 лет (p = 0,01), но не на баллы по тесту. Доход семьи отдельно на этих показателях не отразился (p = 0,02), но совместно со стимулированием когнитивных способностей в раннем детстве также повлиял на оценки в 15 лет. На эту связь влияли успехи в дисциплинах STEM в 3-5 классах. Такие результаты говорят о том, что для детей из семей с низким доходом качество когнитивной стимуляции в большей степени предсказывало успехи в учебе и конкретно в дисциплинах STEM, чем для детей из семей с более высоким доходом. Таким образом, авторы показали, что ответственное родительство, подразумевающее качественное эмоциональное и когнитивное развитие ребенка, связано с уменьшением разрыва в неравенстве между детьми из семей с высоким и низким доходом при поступлении в классы со STEM-образованием и успехами в этих дисциплинах. Ранее мы рассказывали о том, как занятие музыкой в детстве помогает улучшить когнитивные способности, а так же о том, насколько хорошо учителя могут оценивать успехи своих учеников.