Мозг извлек воспоминания в обратном порядке

При воспроизведении воспоминаний они извлекаются из человеческой памяти в обратном порядке, сообщается в статье, опубликованной в журнале Nature Communications. Британские психологи провели серию экспериментов, в которой показали, что в процессе извлечения воспоминания об объекте определенные его свойства (семантические и детали внешнего вида) извлекаются из памяти не в том порядке, в котором они туда попали.

В эпизодической памяти хранится информация о конкретных событиях в их контексте: когда что-то произошло, где оно произошло, а также о том, что именно произошло. Разумеется, эпизодическая память используется не только для хранения воспоминаний о конкретных событиях, но также позволяет их извлекать: этот навык необходим, например, для того, чтобы вспомнить, какой подарок на свой день рождения просила бабушка, или выступить свидетелем в зале суда. Обычно эпизодическую память противопоставляют семантической — в ней хранятся воспоминания о различных предметах и понятиях. Тем не менее, воспоминания можно извлекать и из нее, причем в этом участвуют те же механизмы, которые отвечают и за извлечение воспоминаний из памяти эпизодической.

До сих пор, однако, неизвестно, как именно воспоминания (и о предметах, и о событиях) извлекаются из человеческой памяти. С одной стороны, событие или предмет может представляться в памяти в виде единого объекта, который извлекается из нее целиком. Эта модель не совсем верна: для эффективного извлечения в памяти хранятся некоторые детали, поэтому воспоминание скорее можно представить в виде конструктора из множества деталей. Но в этом случае неясен порядок извлечения деталей: воспоминания могут извлекаться либо в том же порядке, в котором они попадали в память, либо в обратном — от самой последней детали к самой первой.

Именно это решили выяснить ученые из Бирмингемского университета под руководством Хуана Линде-Доминго (Juan Linde-Domingo). Для этого они провели два поведенческих эксперимента и эксперимент с использованием электроэнцефалографии (ЭЭГ). В качестве основного материала в экспериментах были использованы изображения различных предметов, а задачей было определить и запомнить два типа информации о нем — семантическую и перцептивную. В качестве семантической информации о предмете использовалась одушевленность (фотоаппарат — неодушевленный объект, а божья коровка — одушевленный), в то время как в качестве перцептивной информации была использована форма представления стимула (фотография или черно-белый рисунок). 

В первом эксперименте приняли участие 49 добровольцев. В первой части эксперимента им показывались предметы: необходимо было как можно быстрее определить либо одушевленность, либо способ представления объекта (фотография или рисунок). Во второй части ученые обучили добровольцев связывать каждое слово с определенным предметом (например, тостеру соответствовало слово «вращаться») и затем просили их также определить одушевленность и способ представления связанных объектов. Таким образом ученые разделили процессы запоминания и фазу извлечения воспоминаний, проследив с помощью измерения времени реакции, какое из свойств является первичным для определенного процесса. Во втором эксперименте приняли участие 48 человек: процедура была точно такой же, как в первом эксперименте, только предметы появлялись на ярком фоне (для того, чтобы усложнить процесс извлечения воспоминаний).

Ученые выяснили, что перцептивные свойства объекта определяются быстрее, чем семантические, в процессе формирования воспоминаний, но медленнее — в процессе извлечения воспоминаний.

В ЭЭГ-эксперименте на формирование и извлечение воспоминаний об объектах (процедура была схожей с теми, которые использовались в первых двух экспериментах) приняли участие 24 человека. Ученые выяснили, что активность мозга в процессе определения перцептивных свойств возникает примерно на 50 миллисекунд раньше, чем при определении семантических свойств, но при этом на 400 миллисекунд позже при извлечении воспоминаний.

Скорость реакции и время возникновения активности мозга указывают на то, как быстро и в какое время какая-либо деталь об объекте или событии попадает в память и извлекается из нее. Авторы работы показали, что формирование и извлечение воспоминаний — противоположные в плане определения деталей процессы: если формирование воспоминания больше напоминает конструктор, в котором все детали встают на место по порядку, то его извлечение — это разбор конструктора. В будущем также необходимо проверить, являются ли такие механизмы универсальными: в частности, действуют ли они для более сложного формирования воспоминаний о целых событиях.

Извлечение воспоминаний из эпизодической памяти долгое время считалось исключительно человеческой способностью. В прошлом году, однако, биологи выяснили, что на это способны и крысы.

Елизавета Ивтушок

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.
Ответственное родительство связали с успехами детей в инженерии и математике

Особенно важно это оказалось для детей из семей с низким доходом