Способность воспроизводить воспоминания из эпизодической памяти есть не только у людей. Как выяснила команда американских ученых, статья которых опубликована в журнале Current Biology, на это способны и крысы. Авторам исследования удалось создать точную модель такого воспроизведения, включающую все аспекты: от запоминания последовательности и задействования долговременной памяти до работы гиппокампа.
В эпизодической памяти хранится информация о конкретных событиях в их контексте: когда что-то произошло, где оно произошло, а также о том, что именно произошло. Обычно ее противопоставляют семантической памяти, которая хранит обобщенные знания о мире. Примером воспоминания, хранящегося в эпизодической памяти, может быть информация о том, где стоит тарелка с только что купленными бананами; в семантической же памяти хранится информация о форме и цвете банана.
Разумеется, эпизодическая память действует не только как хранилище воспоминаний о событиях, но и как инструмент использования этих воспоминаний в жизни — посредством воспроизведения хранящейся в эпизодической памяти информации. Например, если вас попросят рассказать какую-либо историю из своей жизни, вам необходимо будет воспроизвести всю информацию из эпизодической памяти в хронологическом порядке, детализируя ее настолько, насколько позволяет ее объем.
Способность воспроизводить воспоминания из эпизодической памяти до сих пор была найдена только у людей. Команда ученых из Индианского университета в Блумингтоне под руководством Джонатона Кристала (Jonathon D. Crystal) занялась поиском такой способность у крыс. Известно, что крысы умеют хранить информацию об отдельных событиях; для того, чтобы выяснить, могут ли они ее воспроизводить, ученые обозначили пять критериев эффективного воспроизведения:
1) Животное должно помнить порядок событий;
2) Воспроизведение должно полагаться на эпизодическую память, а не на какую-либо другую;
3) Воспроизведение должно полагаться на работу долговременной памяти;
4) Информация из других видов памяти не должна мешать воспроизведению;
5) Работа используемой эпизодической памяти должна полагаться на гиппокамп.
Гиппокамп считается «командным центром» памяти, в частности — эпизодической: эта мозговая структура участвует в процессе удерживания информации (кратковременная память) и ее дальнейшей консолидации (перехода в долговременную память). Кроме того, гиппокамп также принимает участие в процессе извлечения воспоминаний: этот процесс происходит за счет работы той же нейронной сети, что и процесс формирования воспоминаний, но использует еще один отдел — субикулум.
Ученые разработали эксперимент, в которых научили крыс (всего их было 13) запоминать порядок предоставляемой информации и затем извлекать отдельные фрагменты: крысам представляли несколько различных ароматизаторов в пробирке и обучили их выбирать второй или четвертый запах с конца для получения угощения. Во время оценки работы их памяти крыс знакомили с новыми запахами, а затем давали две пробирки: в одной из них содержался второй (или четвертый) запах с конца из линейки представленных, а в другой — запах, следующий другим по порядку (например, пятым или седьмым с конца). При выборе правильного запаха крыса получала угощение. Крысы правильно выбирали пробирку с запахом примерно в 90 процентах случаев.
Чтобы убедиться, что воспроизведение воспоминаний включает эпизодическую память, а также задействует работу долговременной памяти, ученые увеличили время между представлением пробирок с 20 до 40 секунд, а между представлением пробирок и оценкой памяти до одного часа. Крысы находили необходимые пробирки примерно так же эффективно: с точностью в 90 процентов для второго с конца запаха и 80 процентов — для четвертого с конца запаха.
После этого ученые проверили, могут ли крысы эффективно воспроизводить информацию из эпизодической памяти, если между процессом запоминания и воспроизводства предоставить им какую-либо новую информацию. Для этого ученые провели два эксперимента, перед которыми обучили крыс выбирать для получения угощения новый запах. В процессе обучения крысам сначала представляли пробирку с одним запахом, добавляли к нему новую пробирку, давая угощение за выбор ее, а затем меняли первую пробирку на новую — и уже она представляла крысам возможность получить угощение. Ученые таким образом проследили за тем, будет ли промежуточное (между знакомством с запахами и выбором нужного) задание на выбор нового запаха мешать крысам воспроизводить воспоминания. Оказалось, что крысы так же эффективно выбирают второй и четвертый с конца запах, причем даже в том случае, если выбор стоит между выигрышным запахом из представленного списка и тем, который был выигрышным во время промежуточного задания.
С помощью экспериментов ученым удалось проследить все аспекты эффективного воспроизведения воспоминаний из эпизодической памяти. Работу гиппокампа ученые оценили с помощью временной супрессии его работы с помощью введения искусственного рецептора-ингибитора, селективно активируемого только с помощью искусственных препаратов (DREADD). После введения этих рецепторов нейроны гиппокампа модифицированных крыс отвечали либо на активатор — искусственную сигнальную молекулу клозапин-N-оксида, либо его метаболит-ингибитор. Крысы эффективно распознавали запахи и выбирали новый между новым и старым как при введении активатора, так и при введении ингибитора, но не могли эффективно воспроизвести информацию (выбрать второй и третий с конца запах) после введения клозапина-N-оксида.
Ученым, таким образом, удалось создать очень точную модель воспроизведения воспоминаний из эпизодической памяти на крысах. С одной стороны, это указывает на то, что способность такого воспроизводства — эволюционно очень древняя. С другой стороны, проведенное исследование предоставляет возможность в дальнейшем использовать крыс в качестве модельных животных для работы эпизодической памяти у людей: как для изучения ее работы, так и для поиска эффективных способов предупреждения и лечения, например, деменции и болезни Альцгеймера.
Еще один важный факт о работе памяти крыс — это наличие у них так называемой «метапамяти», то есть способности понимать, как функционирует их собственная память. Такую способность крыс прошлым летом обнаружили американские ученые.
Елизавета Ивтушок
Это помогло ему быстро организовать нападение
Британские ученые с помощью электронной микроскопии впервые показали, что на самых ранних этапах атаки Т-киллер двигает свое ядро прямо к точке контакта с клеткой-мишенью. Это сближение дает ядру возможность сразу получить белки, запускающие провоспалительные гены, и запустить их работу у точки контакта. Статья с результатами исследования опубликована в журнале Science Immunology.