Интерлейкин-6 помогает расщеплять жир на животе во время физических нагрузок, сообщается в Cell Metabolism. При этом тем, у кого блокировали работу этого пептида, не помогали даже упражнения, они не теряли вес. Кроме того, блокировка интерлейкина-6 приводила к увеличению уровня холестерина, в том числе липопротеинов низкой плотности, так называемого «плохого» холестерина.
Люди с центральным ожирением, для которого характерно накопление жира на животе, чаще страдают заболеваниями «метаболического синдрома», раком, деменцией, для них выше риск смерти от всех причин. Известно, что физическая нагрузка приводит к расщеплению жировой ткани и снижению веса, однако механизм, который «запускает» липолиз (расщепление жиров) при выполнении упражнений, все еще до конца не исследован.
Одним из веществ, регулирующих обмен веществ, является интерлейкин-6. Это пептид, который выделяется на поверхность одной клетки и взаимодействует с рецептором другой клетки, передавая определенный сигнал. Помимо прочих функций, в частности, стимуляции иммунного ответа, он регулирует липолиз и окисление жирных кислот. У мышей с отсутствующим геном интерлейкина-6 увеличивается масса жировой ткани и они заболевают ожирением, но инъекции пептида позволяют частично обратить этот процесс вспять. Также известно, что физическая активность способствует повышению уровня интерлейкина 6 в плазме крови.
Датские исследователи под руководством Анны-Софии Виделл-Нигард (Anne-Sophie Wedell-Neergaard) из Копенгагенского университета предположили, что интерлейкин-6 регулирует расщепление жира во время физической активности. Чтобы проверить это предположение, исследователи ангажировали 53 здоровых добровольца старше 18 лет с центральным ожирением и разделили их на четыре группы. Участники эксперимента из двух групп должны были в течение 12 недель заниматься на велотренажере-эргометре ( по 45 минут несколько раз в неделю), остальным предписывалось не перегружать себя физической активностью. При этом участники одной «активной» и одной «неактивной» группы раз в месяц принимали тоцилизумаб — препарат, который блокирует действие интерлейкина-6. Участникам двух других групп давали плацебо. Перед началом эксперимента и после его завершения у всех участников оценивали массу жировой ткани с помощью МРТ абдоминальной области.
Оказалось, что у участников эксперимента, которые регулярно тренировались и принимали плацебо масса жировой ткани, в среднем, уменьшилась на 225 граммов. Прием тоцилизумаба (и «выключение» интерлейкина-6), наоборот, приводило к увеличению количества жира, даже при тренировках. Участники эксперимента из контрольной группы прибавили в весе, в среднем, 278 граммов. Кроме того, оказалось, что при блокировке работы интерлейкина-6 в организме участников повышался уровень холестерина, неважно, тренировались они или нет. При этом в большей степени увеличивалась концентрация так называемого «плохого» холестерина (липопротеинов низкой плотности).
Авторы замечают, что это первое исследование, которое показало, что интерлейкин-6 регулирует массу висцерального жира в организме. Работа проводилась, как чисто исследовательская, а не для оценки эффективности какого-либо клинического лечения. Они отмечают, что у людей, страдающих тяжелым ожирением, диабетом II типа и сердечно-сосудистыми заболеваниями наблюдается хроническое повышение уровня интерлейкина-6 в организме. «Сигнальные пути в иммунных клетках и клетках мышц существенно различаются, что приводит к различным анти- и провоспалительным действиям», — объясняет Виделл-Нигард. «Поэтому в организмах больных и здоровых людей интерлейкин-6 может действовать по-разному».
Ранее исследователи выяснили, что ожирение у подростков связано с нарушениями структуры их головного мозга. В отделах, связанных с эмоциональным контролем и контролем аппетита, обнаружилось нарушение диффузии белого вещества. Также оказалось, что ожирение в младенчестве в дальнейшем негативно влияет на когнитивное развитие ребенка.
Как облучать растения с пользой
Как известно, растения тянутся к свету. Но любой ли свет для них одинаково хорош? Ученые давно знают, что нет: одни фотоны ускоряют фотосинтез, а другие могут вызвать ожоги листьев и даже повреждения ДНК. Вместе с СФУ разбираемся, какие материалы излучают самые полезные для растений лучи и как в их поиске может помочь машинное обучение.