Ученые секвернировали ДНК порядка 140 коренных австралийцев и их предков и подтвердили высокую степень сходства между геномом древних людей и их потомков. Это позволило использовать анализ ДНК для установления происхождения неизвестных останков и их последующего возвращения на родину, откуда их когда-то увезли для изучения и демонстрации в музеях. Исследование опубликовано в Science Advances.
Начиная с первого появления европейцев в Австралии в 1788 году исследователи начали увозить останки аборигенов с материка для изучения. Для коренных народов Австралии очень важно, чтобы останки их предшественников находились на родине. Это связано с религиозными представлениями о том, что душа человека может обрести покой только если он погребен вместе со своей семьей, на родной земле. Однако о большинстве останков, которые находятся сегодня в распоряжении ученых и музеев, неизвестно практически ничего: ни место рождения человека, ни его этническая принадлежность, ни язык. Недостаток информации делает возвращение покойных почти невозможным. Эта проблема касается не только аборигенов Австралии, но и представителей других коренных народов.
Однако в поисках родины неопознанных останков иногда может помочь анализ ДНК. Особенно известна история «кенневикского человека». В 1996 году недалеко от города Кенневик, штат Вашингтон (США), двое подростков обнаружили скелет доисторического человека, который умер порядка 8,5 тысяч лет назад. Развернулась очень оживленная дискуссия по поводу его происхождения. Пять индейских племен потребовали перезахоронения останков. Согласно закону о защите и репатриации могил коренных американцев, останки должны были быть возвращены соответствующему племени. Однако, опираясь на морфологический анализ найденного скелета, ученые пришли к выводу, что останки скорее принадлежат представителю айнов или полинезийцев, чем американскому аборигену, что позволило продолжить исследования. В 2015 году датские ученые с помощью анализа ДНК подтвердили родство между «кенневикским человеком» и современными коренными американцами. В том же году в журнале Nature были опубликованы результаты исследования, которые показали, что геном «кенневикского человека» очень близок к геному представителей племени колвилл, которые населяют север штата Вашингтон, и в феврале 2017 года останки перезахоронили.
Аналогичных исследований на материале коренных народов Австралии было немного: два для останков, которые датированы периодом до прихода европейцев, и два для тех, что появились после. В 2016 году в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences были опубликованы результаты исследования, которые сообщали о первом случае восстановления ДНК древнего предка австралийских аборигенов. Из-за суровых климатических условий сохранность ДНК в Австралии очень низкая. Однако исследование 2016 года показало, что изучение древней ДНК на самом деле возможно. Несмотря на это, до настоящего времени никто не занимался секвернированием ядерной ДНК у древних аборигенов Австралии.
Ученые из австралийского Центра исследований эволюции человека Университета имени Гриффита вместе с коллегами проанализировали 27 наборов генов, которые принадлежат древним останкам, полученным в результате археологических раскопок в уже известных местах захоронения или некогда репатриированным. Для исследования были важны различия между геномами коренных австралийцев до и после европейской колонизации. Для того, чтобы исключить случаи смешения с европейцами, ученые брали только те останки, которые датируются периодом до колонизации. Ученым удалось извлечь 10 геномов митохондрий доисторических людей и 27 принадлежавших аборигенам, которые жили на материке до первых контактов с европейцами. Предыдущие исследования на современных австралийских аборигенах показали высокую долю смешения с выходцами из Евразии, от 32 до 70 процентов. Такая степень евроазиатского влияния на исходное разнообразие Y-хромосом сильно смазывает общую картину генетической истории коренного населения Австралии и затруднят определение родины для неопознанных останков. Кроме того, ученые собрали данные сотни современных австралийских аборигенов, которые говорят на языках семьи пама-ньюнга. Всего в анализ митохондриальной ДНК было включено 112 геномов митохондрий, а также исследователи рассмотрели 17 геномов, данные о которых публиковались ранее. Особое внимание уделялось родине обладателей соответствующего набора генов — она должна была быть точно установлена.
Ученые сравнили 29 геномов митохондрий древних аборигенов и 112 современных. Для 18 древних австралийцев наибольшее сходство было с современными жителями того же географического региона (в пределах 235 километров). Среди этой группы, девять человек обладали сходным набором генов с теми, кто населяет сейчас ту же территорию в пределах 100 километров, а шесть можно было сопоставить с людьми, которые живут в том же самом месте, но много сотен лет спустя. Для остальных 11 древних человек результаты оказались не столь удовлетворительными: либо из-за недостатка современных образцов, либо из-за того, что подобный набор генов широко распространен на всей территории Австралии. Несмотря на то, что полученные данные представляют собой некоторый антропологический интерес, исследователи пришли к выводу, что использование только митохондриальной ДНК для репатриации останков нежелательно. В 6,9% случаев наиболее близкий набор генов принадлежал человеку, жившему в совершенно другой области. Разница может достигать 600 километров. Учитывая, насколько важно при репатриации вернуть останки в правильный регион, ученые решили обратиться к ядерной ДНК.
Исследовательская группа проанализировала 10 ядерных геномов, которые принадлежали древним предкам австралийских аборигенов. Кроме того, рассматривались данные более двух тысяч современных людей со всего мира. Среди австралийцев, которые населяют территорию Северного Квинсленда, высока доля смешения с представителями других народов, в первую очередь европейцев. В то же время, среди жителей центрально-западной пустыни, смешений почти не наблюдается. Именно эта выборка использовалась в качестве референтной группы. Как и ожидалось, их геном оказался очень близок к геному древних аборигенов. Больше всего ученых интересовало, похожи ли больше всего наборы генов древних людей и их потомков, традиционно проживающих на той же территории. Данные показали, что геномы выходцев из одного и того же региона действительно ближе друг к другу, чем к остальным.
Результаты исследования подтвердили существовании различий в геномах жителей восточных и западных территорий Австралии, а также позволили определять место рождения конкретного индивида на основе его ДНК. При помощи этого метода можно довольно точно установить происхождение древних останков за счет сходства геномов предков и потомков, которые когда-то жили или живут сейчас в пределах одного региона. Анализ ДНК может применяться для репатриации останков любых коренных народов, если известна история популяции и есть база геномов современных людей, — считают авторы исследования.
Мы часто писали о том, для чего может использоваться ДНК. Например, в 2016 году вышел материал о том, как ДНК-оригами помогает бороться с раком, а в феврале этого года мы рассказали об экологии и пищевых предпочтениях древних птиц Моа, данные о которых были получены благодаря анализу ДНК.
Наталия Каланова
На нее обратили внимание из-за искусственно деформированного черепа
Турецкие ученые по черепу восстановили внешность женщины 25–35 лет, останки которой нашли в погребальной камере, раскопанной в древнем городе Юлиополис. Ее скелет покоился вместе с костями еще шести человек, живших в III веке нашей эры, что археологи выяснили благодаря обнаруженным бронзовым монетам и серьгам. Исследователи обратили на нее внимание, поскольку ее череп был искусственно деформирован с помощью двух тугих повязок. Как сообщается в препринте, выложенном в репозитарии Research Square, это первый достоверно искусственно деформированный череп, когда-либо найденный в римской Малой Азии.