Телескоп «Хаббл» рассмотрел внутреннюю кому кометы Виртанена

Космический телескоп «Хаббл» и другие наземные и космические обсерватории провели масштабную наблюдательную кампанию кометы 46P/Виртанена, ставшую самой яркой кометой 2018 года, во время ее сближения с Землей. Данные наблюдений позволяют узнать больше о структуре внутренней комы кометы и понять, как меняется ее состав под действием излучения Солнца, сообщается в пресс-релизе на сайте NASA.

Комета 46P/Виртанена была открыта в январе 1948 года американским астрономом Карлом Виртаненом. Она короткопериодическая и совершает один оборот вокруг Солнца за 5,4 года. 12 декабря комета достигла перигелия, а 16 декабря пролетела на наименьшем расстоянии от Земли (11,6 миллионов километров) за все время наблюдений. В ближайшее время блеск 46P/Виртанена будет колебаться в пределах 4,1–4,9 звездных величин, что делает ее удобной целью для любительских наблюдений. О том, где в настоящее время находится эта комета, как ее искать на ночном небе и когда наступит максимально удобный момент для наблюдений вы можете узнать из выпуска видеоблога Astro Channel.

Обычно внутренняя часть комы комет недоступна для наземных наблюдений, поэтому сближение 46P/Виртанена с нашей планетой дает прекрасную возможность детально изучить газопылевую оболочку (кому), окружающую ядро кометы, в частности понять состав кометного ядра и химические процессы, идущие в коме под действием излучения Солнца. В наблюдательной кампании участвовали космический рентгеновский телескоп «Чандра», гамма-обсерватория Swift, космический телескоп «Хаббл», летающая стратосферная инфракрасная обсерватория SOFIA (Stratospheric Observatory for Infrared Astronomy) и различные наземные обсерватории, в том числе и система радиотелескопов ALMA, рассмотревшая самые мелкие детали комы.

На снимке, сделанном камерой WFC3 (Wide Field Camera 3) телескопа «Хаббл» в оптическом диапазоне 13 декабря, когда комета находилась на расстоянии 12 миллионов километров от Земли, ядро ​​кометы видно в центре диффузной комы, немного асимметричную форму которой создает давление солнечного излучения. Обсерватория SOFIA провела наблюдения за кометой 16 и 17 декабря, отслеживая распределение водяного пара в коме.

Ранее мы рассказывали о том, как астрономы создали трехмерную карту поверхности кометы Чурюмова-Герасименко и как телескоп «Хаббл» сфотографировал самую далекую активную комету внутри Солнечной системы.

Метеорит указал на неравномерное распределение изотопа алюминия в ранней Солнечной системе