Американские ученые провели исследование влияния переноса начала школьных занятий на гигиену сна и успеваемость школьников. В статье, опубликованной в журнале Science Advances, сообщается, что отложенное начало уроков увеличило продолжительность сна школьников на 34 минуты, а также улучшило их посещаемость, а средний балл по школьным предметам вырос на 4,5 процента.
С возрастом циркадные ритмы сдвигаются, откладывая оптимальное время отхода ко сну и пробуждения на более поздние часы. Активнее всего это происходит в подростковом возрасте. Помимо этого, на отложенное время отхода ко сну также влияет и то, что молодым людям необходимо поддерживать социальную жизнь и интересы вне учебных часов. Тем не менее, большинство школьных расписаний требуют раннего подъема школьников, из-за чего им часто не удается получать требуемые для их возраста 8-10 часов сна.
Недостаток сна может негативно сказываться на всех когнитивных процессах, в особенности это касается памяти и внимания, необходимых для успешной учебы. Многие школы, поэтому, пробуют откладывать время начала занятий или переводить учеников средней школы на занятия во вторую смену. Тем не менее, до сих пор не было получено эмпирического доказательства эффективности принятия таких мер.
Заняться этим решили ученые под руководством Гидеона Данстера (Gideon Dunster) из Вашингтонского университета. Они проследили за десятиклассниками двух сиэттлских школ, в которых в период 2016-2017 учебного года отложили время начала занятий с 7:50 до 8:45. Весной 2016 года, пока время начала занятий еще не перенесли, в исследовании поучаствовали 94 десятиклассника, а на следующий год — 84. Всем школьникам во время проведения исследования необходимо было носить трекер активности и вести дневник сна (для проверки данных трекера). Кроме того, исследователи также собирали информацию о сонливости школьников, их хронотипе и симптомах депрессии.
Анализ данных показал, что школьники, которые начинали уроки на час позже, не ложились спать позже своих предшественников со стандартным временем начала уроков, но при этом вставали позже: средняя продолжительность сна в будни была выше на 34 минуты. Паттерн сна в выходные сильно не отличался между группами.
Кроме того, десятиклассники в 2017 году отличились более высокими оценками: их средний балл (по шкале от 0 до 100 процентов) был выше на 4,5 процента по сравнению с их предшественниками. По Шкале сонливости Эпворта десятиклассники в 2016 году получили 7 баллов, а десятиклассники в 2017 году — 6 баллов (чем выше балл, тем больше сонливость). Кроме того, улучшилось посещаемость, но только в одной школе — Средней школе Франклина: в среднем после переноса начала уроков школьники пропускали на 1,9 дня меньше, а случаев опоздания на одного школьника было на 1,9 меньше.
Работа показывает, что отложенное время начала уроков может быть полезно для школьников: увеличить время сна, улучшить оценки и повысить посещаемость. Тем не менее, для дополнительной проверки в будущем необходимо будет провести похожий эксперимент на той же выборке студентов с контрольной группой. Кроме того, несмотря на валидность использованных методов в будущем выборку стоит увеличить.
Недавно другое более масштабное исследование показало, что недосып может быть связан с рискованным поведением у подростков. Среди 65 тысяч школьников у тех, кто спал меньше восьми часов, чаще наблюдалось стремление к опасным поступкам и вредные привычки.
Елизавета Ивтушок
При этом носители тоновых языков хуже различают ритм
Родной язык влияет на восприятие музыки: владение тональным языком способствует лучшему различению похожих мелодий, а владение нетональным языком помогает лучше распознавать ритм. Результаты метаанализа 20 исследований и эксперимента с 459066 участниками опубликованы в Current Biology. Тональные (тоновые) языки, распространенные в Юго-Восточной Азии (например, китайский или вьетнамский), отличаются использованием высоты звука для указания смысла слова. В таких языках как русский или английский могут использоваться интонации, но, в отличие от тональных языков, интонации распространяются на большой отрезок предложения, а не показывают значение одного конкретного слова. Прошлые исследования показывают, что язык имеет большое влияние на мышление и восприятие: от социальных норм и стереотипов до зрительного восприятия предметов. Однако изучение того, насколько родной язык связан со способностью воспринимать музыку, пока дает противоречивые результаты. Исследователи из Новый Зеландии и США под руководством Цзинсюань Ли (Jingxuan Li) из бизнес-школы Колумбийского университета решили проверить, влияет ли владение тоновым языком на обработку и восприятие музыки. Для этого авторы провели метаанализ 20 прошлых исследований, а затем провели собственный эксперимент, в котором приняло участие 459066 человек. На первом этапе авторы сгруппировали проведенные ранее исследования влияния языка на обработку музыки, выделив как категории мелодию, высоту голоса и ритм. Для каждой категории они провели метаанализ. Размер эффекта показал преимущество носителей тоновых языков в различении схожих мелодий. Других отличий авторы не обнаружили, однако отметили, что большинство людей в выборках владели самыми распространенными языками (китайский, английский), а значит результаты нельзя распространить на другие языки. Кроме того, выборки были достаточно маленькими, что не дает делать значимые выводы. Во втором этапе исследователи провели эксперимент, собрав данные людей из 203 стран и получив информацию по 19 тональным языкам, 6 языкам с музыкальным ударением и 29 нетональным языкам. Участники проходили три задания, которые измеряли способность различать похожие мелодии, находить несоответствие вокала музыке и рассинхронизацию между клик-треком и песней. Анализ выявил преимущество носителей тоновых языков в способности различать схожие мелодии (p < 0,001). Это подтвердило результаты метаанализа и показало, что разница сохраняется и при сравнении других языков, помимо китайского и английского. Различий же в восприятии вокала авторы не обнаружили. В свою очередь, носители нетональных языков лучше улавливали несоответствие клик-трека песне. Метаанализ таких различий не выявил. Таким образом, учтя недостатки прошлых исследований, такие как маленькая выборка и малое количество языков для сравнения, авторы показали, что язык действительно влияет на восприятие музыки: носители тоновых языков лучше различают мелодии, но хуже распознают ритм. Исследователи изучают и то, как иностранный язык влияет на мышление. Так, американские психологи обнаружили, что использование иностранного языка снижает эмоциональность при решении этических проблем. А другая группа психологов показала, что если размышления на неродном языке заставляют людей фокусироваться на последствиях поступков окружающих, а не на их намерениях.