Посадочная платформа InSight с помощью сейсмографа и датчика давления воздуха записала колебания, порождаемые марсианским ветром, говорится на сайте NASA.
Миссия InSight (Interior Exploration using Seismic Investigations, Geodesy and Heat Transport) была запущена 5 мая 2018 года. Посадочаная платформа успешно села 26 ноября 2018 года, посадка произошла в область размером 130 на 27 километров на нагорье Элизиум. Подробно о миссии InSight можно прочитать в нашем материале «Заглянуть внутрь Красной планеты».
В задачи InSight входит исследование внутреннего строения Марса и геологических процессов, для этого посадочная платформа пробурит скважину пятиметровой глубины, а также задействует сейсмограф SEIS. Именно сейсмограф и помог косвенно записать шум марсианского ветра — в опубликованной NASA видеозаписи можно слышать низкочастотный гул, это сейсмограф, пока еще не используемый напрямую, смог зарегистрировать колебания панелей солнечных батарей от ветра. Кроме сейсмографа для регистрации колебаний, вызываемых ветром на Марсе, также использовался датчик давления воздуха. Судя по зарегистрированным колебаниям, скорость ветра составляла от пяти до семи метров в секунду.
Специалисты Лаборатории реактивного движения NASA отмечают, что запись звука ветра не была продумана заранее и стала «незапланированным сюрпризом» — дело в том, что из-за больших солнечных батарей (диаметр 2,2 метра), а также из-за того, что сейсмограф пока закреплен на корпусе платформы, весь InSight сейчас представляет собой одно большое ухо, легко реагирующее на колебания марсианского воздуха. В скором времени, однако, это изменится — сейсмограф с помощью роботизированной руки будет установлен на поверхность планеты и не сможет больше записывать колебания посадочной платформы.
При посадке InSight также тестировалась передача данных межпланетными кубсатами миссии Mars Cube One, а один из них позднее прислал фотографию Марса, полученную с расстояния в 6 тысяч километров от планеты.
Николай Воронцов
Это второй подобный аппарат для компании ispace
Японская частная космическая компания ispace завершила расследование причин крушения модуля Resilience во время высадки на Луну в начале июня. Инженеры подтвердили идею о том, что аппарат на финальном этапе спуска к поверхности Луны не успел эффективно затормозить из-за задержки в получении данных от лазерного дальномера, который стал поставлять данные лишь после того, как высота стала меньше 900 метров. Эта аномалия не обнаруживалась на других этапах снижения или во время предпусковых проверок, не связана со сбоем программного обеспечения и могла возникнуть из-за уменьшенной мощности лазерного пучка или потока отраженного от поверхности Луны лазерного излучения. По словам представителей компании, авария не повлияет на сроки запуска еще двух подобных модулей к Луне, а их навигационные системы будут доработаны.