Осы-наездники превратили социальных пауков в зомби

Биологи впервые описали вид ос-наездников, которые паразитируют на социальных пауках, рассказывается в Ecological Entomology. Личинка паразита перед тем, как превратиться в куколку, заставляет паука-хозяина покинуть колонию и сплести коконную паутину, а затем она убивает жертву.

Наездники-ихневмониды паразитируют на разных группах насекомых и паукообразных. Самки этих ос откладывают яйца на тело хозяина, а вылупившаяся личинка питается им, пока не превратится в куколку. В конце концов хозяева погибают. Наездники из группы Polysphincta паразитируют (1, 2) на пауках; их личинки питаются гемолимфой хозяина. Перед тем как превратиться в куколку, личинка заставляет паука сплести паутину, которая намного прочнее, чем обычная, и лучше защищает куколку.

Биологи из университета Британской Колумбии под руководством Летисии Авиле (Leticia Avilés) описали необычный случай поведения наездника из рода Zatypota, который паразитировал не на одиночных, а на социальных пауках Anelosimus eximius. При этом личинка заставляла жертву покинуть колонию, чего в обычных условиях эти животные не делают.

Anelosimus eximius, в отличие от большинства других пауков, которые ведут одиночный образ жизни и к сородичам относятся очень агрессивно, относятся к небольшой группе социальных пауков. Около тысячи особей A.eximius образуют колонию и плетут общую ловчую сеть, в которую может попасть крупная добыча, недоступная для пауков-одиночек. Пауки совместно заботятся о потомстве, они откладывают меньше яиц, чем одиночные виды, но успешность таких кладок выше: из них вылупляется большее количество паучат.

Авторы исследования наблюдали за 57 колониями A.eximius, обитающими в заповеднике Хатун Сача и Национальном парке Сумако в Эквадоре и заметили, что что в 38-44 процентах колоний встречались взрослые наездники Zatypota, и примерно два процента пауков в таких колониях оказывались хозяевами для личинок ос. Личинки на разных стадиях развития висели на брюшке пауков-хозяев и, по-видимому, кормились их гемолимфой. При этом чем больше были размеры колонии, тем с большей вероятностью в них встречались паразиты (P = 0.001) и их было больше (P < 0.001).

Исследователи обратили внимание на необычное поведение жертв наездников. Незадолго до того, как личинка превращалась в куколку, паук, на котором она паразитировала, уходил из колонии. Примерно в 50 сантиметрах от нее он плел закрытую с трех сторон коконную сеть. После этого личинка убивала и поедала жертву, и после этого в течение 24 часов забиралась в сеть и окукливалась. Через 9-11 дней из кокона появлялось взрослое насекомое.

Как пишут ученые, механизм, с помощью которого наездники превращают социальных пауков в зомби, только предстоит исследовать. Но они предполагают, что паразиты за несколько дней до превращения в куколку вводят своей жертве экдистероидные гормоны или их предшественники, которые отвечают за линьку, развитие и размножение членистоногих.

В качестве другого примера зомбификации насекомых можно привести изумрудных ос, которые паразитируют на тараканах. Осы жалят тараканов и превращают в зомби, которые могут бегать, ходить и летать, но самостоятельно никаких действий не предпринимают. Однако тараканы научились защищаться от паразитов с помощью своеобразного карате. Чтобы не дать осе взобраться на себя и ужалить, таракан лягает ее задней ногой и иногда даже убивает.

В металлических котлах IV тысячелетия до нашей эры нашли остатки пищи