Перспективный гибридный двухдвигательный легкий самолет, разработанный австрийской компанией Diamond Aircraft на базе DA40, совершил первый полет. Согласно сообщению компании, испытания состоялись 31 октября 2018 года и были признаны полностью успешными. В общей сложности первый полет гибридного самолета, в разработке которого также участвует немецкая компания Siemens, продлился около 20 минут. В ближайшее время испытания летательного аппарата продолжатся.
Гибридным самолетом принято называть летательный аппарат, двигатели которого работают на электричестве, которое, в свою очередь, вырабатывается турбогенератором и накапливается в аккумуляторах. В турбогенераторе в качестве силовой установки может использоваться практически любой двигатель внутреннего сгорания (газотурбинный, турбовальный, дизельный), если его мощности достаточно для раскрутки предусмотренного проектом генератора.
Сегодня несколько компаний в мире занимаются разработкой гибридных самолетов. Разработчики полагают, что новые самолеты будут существенно экономичнее и экологичнее современных летательных аппаратов, в частности, за счет более дешевого обслуживания и гораздо меньшего потребления топлива. В первую очередь гибридные самолеты планируется использовать на ближних маршрутах вместо турбовинтовых летательных аппаратов и реактивных «кроссоверов».
Легкий самолет DA40 представляет собой четырехместный однодвигательный поршневой самолет с тянущим воздушным винтом в носовой части. Разработчики удалили с летательного аппарата поршневой двигатель и установили вместо него дизель-генератор мощностью 110 киловатт. От него подзаряжаются две аккумуляторные батареи емкостью 12 киловатт-час каждая, установленные в кабине вместо пассажирского ряда сидений. Генератор и батареи питают два электромотора, размещенных в мотогондолах, вынесенных на переднем горизонтальном оперении. Совокупная мощность моторов составляет 150 киловатт во взлетном режиме.
По утверждению разработчиков, на полном заряде аккумуляторных батарей самолет сможет находиться в воздухе до получаса, но в гибридном режиме с включенным дизель-генератором это время увеличится по меньшей мере до пяти часов. Во время первого полета модифицированного гибридного DA40 специалисты проверяли работу гибридной двигательной установки, балансировку самолета, управляемость и маневренность. Кроме того, была проведена проверка системы раздельного управления электромоторами.
Во время испытаний 31 октября самолет выполнил взлет с выключенным дизель-генератором, поднялся на высоту 914 метров и набрал скорость в 130 узлов (241 километр в час). В воздухе специалисты проверили самолет в трех режимах: питании электромоторов от дизель-генератора без зарядки аккумулятором, с зарядкой аккумуляторов и в полностью электрическом режиме. В ближайшее время планируется провести дополнительные летные испытания самолета, чтобы оценить его шумность и экологичность относительно базового DA40.
В конце октября текущего года французский стартап VoltAero, основанный выходцами из концерна Airbus и разработчиками электрических самолетов семейства E-Fan Жаном Ботти и Дидье Эстейном, занялся разработкой гибридного самолета с распределенной двигательной установкой. В такой двигательной установке электромоторы с тянущими воздушными винтами будут отвечать за создание движущей силы при взлете и посадке, в то время как крейсерский полет будет обеспечивать двигатель внутреннего сгорания, вращающий толкающий воздушный винт.
Василий Сычёв
Самолет ЛМС-901, преемник «Кукурузника», поднялся в небо. Как сообщает Минпромторг, его первый полет проходил на высоте 500 метров и длился около 25 минут. Летчик-испытатель проверил устойчивость и управляемость самолета в воздухе.