Современные турбореактивные двигатели стали достаточно тихими и экономичными, чтобы узкофюзеляжные пассажирские самолеты, оснащенные такими силовыми установками, смогли постепенно заменить турбовинтовые самолеты на региональных маршрутах. Как пишет Aviation Week, некоторые авиакомпании, осуществляющие перевозки по коротким маршрутам, уже начали покупать турбореактивные самолеты для замены устаревающих турбовинтовых. При этом заменяющие реактивные самолеты получили новое название — «кроссоверы».
Термин «кроссовер» применительно к авиации в 2017 году предложила бразильская компания Embraer, по мнению которой так следует называть узкофюзеляжные турбореактивные самолеты, используемые на региональных маршрутах, полеты по которым прежде выполняли исключительно турбовинтовые самолеты. В частности, к «кроссоверам» бразильская компания отнесла собственные лайнеры семеств E-Jet E2. К этому же типу можно отнести небольшие канадские Bombardier CSeries, европейские Airbus A320neo, японские Mitsubishi MRJ и российские SSJ-100.
До сих пор использование турбореактивных самолетов на небольших по протяженности маршрутах считалось невыгодным — реактивные двигатели могли обеспечить высокое соотношение топливной экономичности и высокой скорости только при полетах на большие дистанции. При этом относительно тихоходные турбовинтовые самолеты показывали наименьший расход топлива на коротких дистанциях. В мире традиционно сложилось, что турбовинтовые самолеты использовались на маршрутах протяженностью до тысячи километров.
В последние несколько лет турбореактивные узкофюзеляжные самолеты вместимостью от 70 до 130-140 пассажиров стали теснить турбовинтовые самолеты. По данным исследовательской компании Innova, в 2017 году только 45 процентов всех турбовинтовых самолетов выполняли перелеты на расстояние более 370 километров. Использовать «кроссоверы» уже начали американская авиакомпания Delta Air Lines и латвийская AirBaltic. Перейти на «кроссоверы» планирует и британская FlyBe.
Между тем, в будущем гибридные самолеты могут заменить турбовинтовые и на коротких маршрутах длиной менее 370 километров. В марте прошлого года концерн Airbus объявил о намерении ускорить разработку гибридного пассажирского самолета вместимостью до ста человек. Ускорить разработку концерн решил с учетом прогресса в создании электрических авиационных двигателей. Перспективный самолет получит электродвигатели совокупной мощностью 20-40 мегаватт. По оценке европейского концерна, пассажирский самолет E-Fan X пройдет все испытания и начнет выполнять перелеты к 2030 году.
В гибридном самолете за полет отвечают электрические движители, питание которых обеспечивает одна или несколько вспомогательных газотурбинных силовых установок, связанных с генератором. Считается, что гибридные самолеты будут существенно экономичнее, а следовательно и экологичнее современных летательных аппаратов. В ноябре 2017 года Airbus, британская компания Rolls-Royce и немецкая Siemens договорились о совместной разработке гибридного пассажирского самолета. Первый полет демонстратора технологий нового летательного аппарата состоится в 2020 году.
Василий Сычёв
Американская компания Joby Aviation возобновила летные испытания аэротакси после того, как его первый прототип разбился во время испытаний. В них участвует второй предсерийный прототип, который уже успел выполнить 38 полетов.