Европейский авиастроительный концерн Airbus, британская компания Rolls-Royce и немецкая Siemens договорились о совместной разработке перспективного гибридного пассажирского самолета. Согласно сообщению концерна, первый полет демонстратора технологий нового летательного аппарата состоится в 2020 году. Перспективная разработка получила обозначение E-Fan X.
В гибридном самолете за полет отвечают электрические движители, питание которых обеспечивает одна или несколько вспомогательных газотурбинных силовых установок, связанных с генератором. Считается, что гибридные самолеты будут существенно экономичнее, а следовательно и экологичнее современных летательных аппаратов.
Прежде, чем демонстратор технологий нового самолета совершит первый полет, технологии гибридного летательного аппарата планируется отработать и испытать на опытовом самолете BAe 146. Это британский среднемагистральный пассажирский самолет с четырьмя турбовентиляторными двигателями способный перевозить от 85 до ста пассажиров.
Согласно проекту, на BAe 146 установят газотурбинный двигатель Rolls-Royce AE 2100, который будет использоваться для привод электрического генератора мощностью два мегаватта. Генератор через системы управления и распределения энергии будет заряжать аккумуляторную батарею и питать электровентилятор.
На первом этапе опытовый самолет получит один электрический вентилятор мощностью два мегаватта. Его установят вместо третьего турбовентиляторного двигателя (отсчет ведется слева). Электрический вентилятор будет собран из воздухозаборника и вентилятора двигателя AE 3007. За привод в новом движителе будет отвечать электромотор компании Siemens. Затем на самолете на электровентилятор заменят второй двигатель.
В марте текущего года концерн Airbus объявил о намерении ускорить разработку гибридного пассажирского самолета вместимостью до ста человек. Ради этого концерн отказался от планов создания небольших двух- и четырехместного гибридных самолетов E-Fan 2.0 и E-Fan 4.0.
Согласно заявлению Airbus, ускорить разработку нового гибридного пассажирского самолета концерн решил с учетом прогресса в создании электрических авиационных двигателей. Перспективный самолет получит электродвигатели совокупной мощностью 20-40 мегаватт. По оценке европейского концерна, пассажирский самолет E-Fan X пройдет все испытания и начнет выполнять перелеты к 2030 году.
Василий Сычёв
EHang скоро станет первой компанией, которая получит сертификат типа на аэротакси
Китайская компания EHang объявила, что аэротакси EH216-S прошло все необходимые испытания и готовится к получению сертификата типа от Администрации гражданской авиации Китая в ближайшее время. Когда это произойдет, компания EHang станет первой в мире, получившей сертификат типа на электрическое аэротакси, сообщает New Atlas. При поддержке Angie — первого российского веб-сервера Под аэротакси сегодня понимают полностью электрические или гибридные летательные аппараты с вертикальным взлетом и посадкой, способные перевозить несколько пассажиров на небольшие дистанции. Ожидается, что уже в недалеком будущем сервисы аэротакси станут важной частью городских транспортных сетей, что позволит снизить нагрузку на существующий общественный транспорт и уменьшит пробки на дорогах. Многие из разрабатываемых сегодня прототипов аэротакси находятся на завершающих стадиях летных испытаний, а создающие их компании соревнуются за первенство прохождения сертификации, которая откроет им дорогу к полноценному серийному производству и выходу на рынок. Китайская компания EHang объявила о завершении летных испытаний своего двухместного беспилотного аэротакси EH216-S в рамках программы сертификации, которая длилась 30 месяцев с января 2021 года. Компания ожидает получения сертификата типа, подтверждающего соответствие конструкции летательного аппарата стандартам безопасности, от Администрации гражданской авиации Китая в самое ближайшее время. Кроме того, китайским регулятором была одобрена к использованию облачная система, разработанная компанией для управления парком беспилотных воздушных такси. Разработка модели аэротакси EH216-S ведется с 2018 года. Это двухместный полностью электрический летательный аппарат, выполненный по схеме мультикоптера с 16 винтами, установленными парами на восьми лучах рамы. Аппарат способен перевозить до 220 килограммов груза на расстояние до 30 километров с максимальной скоростью 130 километров в час. Модель полностью автоматическая и в кабине, рассчитанной на двух пассажиров, отсутствуют органы управления (за исключением сенсорного экрана, через который происходит взаимодействие пассажиров с аппаратом, например, выбор маршрута). Тем не менее в целях безопасности аэротакси может управляться дистанционно оператором компании. За прошедшие несколько лет предсерийные прототипы EH216 уже налетали около 10000 часов, выполняя небольшие экскурсионные полеты в туристических местах. Также 17 августа в докладе о финансовых отчетах за второй квартал EHang подтвердила, что начала предварительные поставки аэротакси в Китае. Например, как минимум 16 двухместных аэротакси уже были поставлены заказчикам в первой половине 2023 года. Китайский регулятор разрешил использовать эти транспортные средства в некоторых определенных местах для тестирования, обучения и демонстрационных полетов. https://www.youtube.com/watch?v=xHPTtXIVxj4 За пределами Китая одним из наиболее близких к получению сертификата типа стал прототип аэротакси от компании Joby Aviation. Недавно Федеральное управление гражданской авиации США разрешило начать летные испытания серийного прототипа этого аэротакси. Если все пройдет успешно, то компания планирует пройти сертификацию и начать поставки заказчикам в 2025 году.