Группа австрийских и британских ученых обнаружила, что суматранские орангутаны (Pongo abelii) умеют делать из проволоки крючок, а также разгибать согнутую проволоку для того, чтобы достать угощение из труб разной формы. Ранее такую способность не смогли продемонстрировать маленькие дети. Статья опубликована в журнале Scientific Reports.
В 2002 году самка новокаледонского ворона (Corvus moneduloides) Бетти продемонстрировала умение, до этого считавшееся подвластным только людям: она загнула конец проволоки, чтобы достать небольшую корзиночку с угощением из трубы. Интересно, что похожий эксперимент с детьми не дал положительных результатов: только пять процентов детей до пяти лет могут сделать и эффективно использовать орудие с крючков без предварительной демонстрации, а среди восьмилетних детей таким умением обладает только половина.
Эти результаты позволили ученым сделать предположение, что создание некоторых орудий — не инновационный процесс, требующий когнитивных затрат, а скорее последствие использования похожих инструментов в повседневной жизни животного. Неспособность детей к созданию такого орудия может означать, что этого не могут сделать и обезьяны. Ученые под руководством Элис Ауэрсперг (Alice Auersperg) решили проверить это на примере суматранских орангутанов — обезьян, которые известны использованием орудий и созданием приспособлений.
В их исследовании приняли участие пять взрослых особей: четыре самки и один самец. До начала основной части исследования участникам дали познакомиться с экспериментальной установкой (двумя трубами, горизонтальной и вертикальной, внутри которых находится корзинка с угощением), а также показали им орудие — металлическую проволоку. Каждая обезьяна знала, что достать угощение с помощью лап нельзя, а также знала, что орудие — проволока — может сгибаться. При этом обезьяны ни разу не видели, чтобы кто-то делал крючок и доставал с помощью него угощение, а также не отличаются таким умением в дикой природе.
Для вертикальной трубы, из которой корзинку можно достать, подцепив ее за ручку, обезьянам дали прямую проволоку и прямую нить в качестве отвлекающего объекта. Обезьяны справились с задачей за несколько минут (загнули проволоку в крючок с одной стороны и подцепили корзинку), а одна особь даже смастерила подходящее орудие в течение первой минуты. Успеха обезьяны добились и при обратном условии: для того, чтобы достать угощение из горизонтальной трубы, требовалось разогнуть проволоку и протолкнуть с ее помощью корзинку.
Ученые, таким образом, показали, что к созданию крючков способны не только птицы, но и обезьяны, причем им для этого не нужен опыт создания подобного приспособления. Это может означать, что создание некоторых инструментов — умение исключительно инновационное, требующее взаимодействия с предметом и понимания того, как его изменение может помочь достигнуть цели.
Ауэрсперг занимается изучением когнитивных способностей не только приматов, но и птиц — в частности, какаду Гоффина, которые показывают исключительные умения в изготовлении орудий и решении задач. Они тоже умеют мастерить крючки, а также могут вставлять ключи нужной формы в замочные скважины и «вырезать» клювом палочки из картона.
Елизавета Ивтушок