Перспективный российский скоростной боевой вертолет может быть выполнен по схеме винтокрыла с соосными несущими винтами и двумя турбореактивными двигателями, которые будут создавать тягу для горизонтального полета и одновременно приводить в движение винты. Такую конфигурацию перспективный вертолет имеет по проекту, некоторые изображения из которого опубликовал портал Defence Blog, утверждая, что снимки были найдены в одной из соцсетей. На опубликованных фотографиях, вероятно, с защиты проекта, видно изображение вертолета и генерального конструктора фирмы «Камов» Сергея Михеева.
Министерство обороны России заказало разработку скоростного боевого вертолета, способного развивать скорость более 500 километров в час, в конце прошлого года. Новый летательный аппарат будет создан по одной из трех схем: классической (несущий и рулевой винты), комбинированной (винтокрыл с несущим винтом, крылом и двумя тянущими воздушными винтами) и соосной (два несущих соосных контрвращающихся винта и толкающий винт в хвостовой части). Новая машина получит полную номенклатуру вертолетного вооружения: авиационную пушку, корректируемые и неуправляемые ракеты разных классов и бомбы.
Вероятно, скоростной вертолет фирмы «Камова», изображения которого появились в сети, разрабатывается по заказу российского ведомства. Впрочем, речь может идти и об инициативной разработке. Судя по изображениям, перспективный винтокрыл получит дельтавидное крыло, переднее горизонтальное оперение и хвостовой горизонтальный стабилизатор, на законцовках которого будут размещены кили с рулями направления. Под крылом планируется оборудовать универсальные точки подвески для ракетного и бомбового вооружения.
Как пишет Defence Blog, проект предполагает создание скоростного вертолета, который сможет выполнять полеты на скорости более 700 километров в час. Экипаж машины, судя по изображениям, будет состоять из двух человек с посадкой в кабине бок о бок. На опубликованных фотографиях размеры, указанные для вертолета, не читаются. Можно предположить, что длина машины составит около 15 метров, а высота — около шести. Размах крыла составит порядка 11 метров. Другие подробности о проекте пока неизвестны. В частности, пока неизвестно, будет ли проект реализован в железе.
«Камов» уже занимался проектированием скоростного вертолета с турбореактивными двигателями, которые могут использоваться для привода несущего винта и создания движущей силы в горизонтальном полете. Проект предполагал создание вертолета Ка-90, который был бы способен выполнять полеты на скорости до 700-800 километров в час. Впервые проект был представлен в 2008 году. Он предполагал, что в горизонтальном полете несущий винт будет останавливаться, а его лопасти будут складываться назад в специальный обтекатель.
Сегодня разработкой скоростных вертолетов занимаются несколько стран мира, включая Францию, Германию и США. Целью таких разработок является создание летательного аппарата, способного на вертикальные взлет и посадку по-вертолетному, и на быстрый горизонтальный полет на скоростях, не доступных обычным вертолетам. Самолеты с возможностью вертикальных взлета и посадки на роль таких летательных аппаратов не годятся. В первую очередь причиной тому является очень большой расход топлива при вертикальных взлете и посадке.
Кроме того, такие самолеты не могут взлетать вертикально с большим грузом и нуждаются в небольшом разбеге перед отрывом. Скоростной же вертолет сможет взлетать и садиться вертикально и развивать скорость, существенно превышающую скорость обычных современных вертолетов, которая обычно не превышает 300 километров в час. Кроме того, скоростной боевой вертолет позволит существенно уменьшить время, необходимое на нанесение ударов по целям противника.
С декабря 2015 года холдинг «Вертолеты России» проводит испытания демонстратора технологий скоростного вертолета, созданного на базе транспортно-боевого Ми-24. В ноябре прошлого года холдинг «Вертолеты России» провел испытания демонстратора технологий скоростного вертолета на максимальную эксплуатационную скорость: аппарат совершил полет на скорости 405 километров в час. Это неофициальный рекорд скорости среди вертолетной техники.
На эту машину установлен несущий винт, законцовки лопастей которого имеют каплевидную форму. Такая форма создавалась с учетом избегания флаттера и преодоления эффекта «запирания». Как ожидается, демонстратор технологий ляжет в основу нескольких проектов скоростных вертолетов, способных выполнять полеты на скорости более 400 километров в час. В частности, планируется разработать транспортный аппарат с грузоподъемностью до 12 тонн, крейсерской скоростью полета около 360 километров в час и максимальной — чуть больше 400 километров в час.
Василий Сычёв
Российскому военно-морскому флоту разработают беспилотный торпедный катер. Как сообщает ТАСС, он сможет в автономном режиме обнаруживать и уничтожать субмарины в дальней морской зоне и в арктических широтах.