Шведская компания Saab завершила среднесрочную модернизацию дизель-стирлинг-электрической подводной лодки «Готланд» и успешно провела ее ходовые испытания. Согласно сообщению компании, благодаря доработкам корабль сможет прослужить в составе ВМС Швеции по меньшей мере до 2025 года. Во второй половине 2020-х годов подводные лодки типа «Готланд» в составе флота планируется заменить новыми дизель-электрическими подводными кораблями проекта A26.
Подводная лодка «Готланд» была построена в первой половине 1990-х годов и вошла в состав шведского флота в 1996 году. Спустя год флот пополнился еще двумя кораблями такого типа — «Уппланд» и «Халланд». Подводные лодки типа «Готланд» оснащены двумя дизельными двигателями и двумя двигателями Стирлинга. Последние позволяют кораблям практически бесшумно перемещаться под водой и дольше находиться в подводном положении по сравнению с обычными дизель-электрическими субмаринами.
По базовому проекту подводное водоизмещение подлодок типа «Готланд» составляет 1,6 тысячи тонн при длине 60,4 и ширине 6,2 метра. Корабли способны развивать скорость до 11 узлов на поверхности и до 20 узлов в подводном положении. С помощью двигателей Стирлинга корабли мог передвигаться под водой со скоростью до 5 узлов. Подлодки оснащены четырьмя торпедными аппаратами калибра 533 миллиметра, двумя — калибра 400 миллиметров и 48 внешними контейнерами для морских мин с системой их постановки.
Подводные лодки типа «Готланд» считаются одним из лучших в мире. В 2005-2007 году США арендовали подводную лодку «Готланд» для участия в учениях в том числе в Тихом океане. Во время «морского боя» в 2007 году подлодке «Готланд» удалось близко подойти к американскому авианосцу «Рональд Рейган» и сделать серию его фотографий. По условиям учений, это означало успешное потопление корабля. Целью этих учений была проверка эффективности американской системы противолодочной обороны.
Модернизация подлодки «Готланд», головного корабля в серии, проводилась с 2016 года. На подводной лодке специалисты заменили более 20 бортовых систем, причем большая часть систем аналогична тем, что будут ставиться на перспективные субмарины проекта A26. В рамках программы модернизации корпус подлодки был разрезан, после чего в него вварили дополнительную секцию длиной около двух метров. Это потребовалось для размещения дополнительного бортового оборудования. Технические подробности о модернизации не раскрываются.
После доработки надводное водоизмещение подлодки составляет 1580 тонн (прежнее — 1494 тонны) при длине 62 метра и ширине 6,2 метра. В результате модернизации подводная лодка теперь способна находиться в подводном положении более 20 суток. Прежде этот показатель составлял около 14 суток. Испытания корабля планируется завершить в ближайшее время, после чего его передадут ВМС Швеции. Модернизировать планируется и остальные два корабля типа «Готланд».
В сентябре 2015 года шведская компания Saab приступила к строительству дизель-стирлинг-электрической подводной лодки проекта A26. Подводная лодка строится на верфи Saab Kockums в Карлскруне в Блекинге. Согласно графику, новый корабль после завершения строительства и полного цикла испытаний будет передан министерству обороны Швеции в 2022 году. Строительство подлодки проекта A26 ведется по контракту, подписанному компанией Saab и Агентством по материальному обеспечению армии Швеции. Этой сделкой предусмотрена постройка и поставка военным двух новых подлодок.
Проектирование подводных лодок проекта A26 велось в Швеции со второй половины 2000-х годов. Как ожидается, субмарины будут использоваться преимущественно для проведения операций в прибрежных водах, но смогут ходить и в открытом море. Подводное водоизмещение A26 составит 1,9 тысячи тонн. Длина корпуса подлодки составит 63 метра, а ширина — 6,4 метра. На A26 будут установлены четыре торпедных аппарата калибра 530 миллиметров и один универсальный отсек для дополнительного вооружения.
A26 сможет развивать скорость до 20 узлов и до семи узлов только с применением двигателей Стирлинга. Новые корабли проекта A26, как ожидается, смогут запускать автономные необитаемые подводные аппараты. Благодаря этому корабли смогут заниматься разведкой.
Василий Сычёв
Российскому военно-морскому флоту разработают беспилотный торпедный катер. Как сообщает ТАСС, он сможет в автономном режиме обнаруживать и уничтожать субмарины в дальней морской зоне и в арктических широтах.