Контроллер с обратной связью позволил слепым поиграть в виртуальный футбол

Oliver Schneider et al. / UIST 2018

Немецкие инженеры разработали игровой контроллер, позволяющий слепым людям управлять движением виртуального персонажа и получать обратную связь от игры. Авторы создали для контроллера две игры — шутер и футбольный симулятор. Разработка была представлена на конференции UIST 2018.

Большинство разработок в области взаимодействия человека с компьютером и создания более удобных интерфейсов предназначены для людей с нормальным зрением. В то же время интерфейсы, адаптированные для людей со слабым или отсутствующим зрением, пока развиты гораздо слабее и в основном используют голосовые команды и ответы для взаимодействия. Некоторые разработчики создают системы, использующие тактильный отклик, к примеру, дисплеи с выступающими пикселями, или трость с вибороотдачей для имитации контакта с виртуальным объектом, но они не подходят для отображения информации о местоположении двигающихся объектов.

Инженеры под руководством Патрика Баудиша (Patrick Baudisch) из Потсдамского университета создали контроллер, позволяющий одновременно отслеживать и управлять движением своего виртуального персонажа, а также отслеживать положение других объектов в виртуальном пространстве.


Контроллер состоит из двух элементов: верхний позволяет перемещать и поворачивать своего виртуального персонажа, а нижний отображает положение и направление других виртуальных объектов. Каждый из элементов представляет собой поворотную ручку с мотором, которая соединена с еще двумя моторами через конструкцию с двумя двухсегментными элементами, собранную по схеме пантографа. Благодаря такой конструкции два мотора в основании могут преобразовывать перемещения ручки в изменение координат виртуальных объектов и наоборот.

Разработчики написали две игры для контроллера — шутер и футбольный симулятор, в который могут играть два человека. Для того, чтобы система более реалистично отображала ситуацию в виртуальном мире, инженеры дополнили ее звуковым и вибрационным откликом на некоторые действия, а также другими особенностями. Например, если объект скрыт за препятствием, нижняя ручка находится в расслабленном состоянии и начинает двигаться только когда объект выходит из-за препятствия.

Инженеры проверили свою разработку, пригласив шесть добровольцев с полной слепотой или крайне ослабленным зрением. Они играли в обе игры, после чего их попросили оценить общие ощущения и конкретные аспекты игры по семибалльной шкале Лайкерта. Участники отметили крайне высокий уровень удовольствия от игры (6,5 баллов из 7 возможных) и чувство владения мячом (6,67 из 7), но заметили, что не всегда хорошо понимали положение и направление движения противника (4,67 и 5,17, соответственно).

В начале 2018 года в Праге прошла выставка скульптур, адаптированная для слепых и слабовидящих людей. Ее организаторы создали виртуальные копии известных скульптур, таких как статуя Давида работы Микеланджело, и давали посетителям специальные перчатки с гаптической отдачей, позволяющие имитировать физический контакт с виртуальными объектами.

Григорий Копиев

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.