Британские исследователи выяснили, что самки шимпанзе (Pan troglodytes) очень чувствительны к возможной угрозе своему потомству со стороны самцов. В период нестабильности, когда иерархия в стае меняется, они избегают мужских особей, предпочитая проводить время в компании собственных детенышей и других самок или тех самцов, которые могут потенциально их защитить. Статья опубликована в журнале Physical Anthropology.
Инфантицид (детоубийство) распространен у многих видов высших животных: млекопитающих и птиц. Чаще всего самец убивает детенышей самки, которая не готова давать ему потомство (таким образом он повышает свои шансы на спаривание), но также могут убить и детенышей из чужой семьи в неурожайный год с целью эффективнее прокормить собственное потомство.
В целом, самкам детоубийство не свойственно, хотя в апреле этого года ученые описали случай детоубийства у американских спиц: по неизвестным причинам самка вытащила своего пятидневного птенца за лапу из гнезда. В большинстве случаев матери защищают своих детей от возможной угрозы: весной это показали ученые, которые описали инфантицид среди косаток.
Помимо защиты своего потомства в момент нападения самки также могут оберегать детенышей от риска встречи с потенциальным убийцей. Проверить, свойственно ли такое поведение шимпанзе, решили антропологи из Университета Кента под руководством Адрианы Лоу (Adrianne Lowe). Самцы шимпанзе убивают не только чужих детенышей, но и своих собственных в том случае, если стоят высоко в иерархии, а самцы более низкого ранга убивают детенышей в том случае, если поднимаются в иерархии. И в том, и в другом случае детоубийство обусловлено избавлением от соперников (потенциальных самцов, которые будут выше рангом) и детенышей соперников для того, чтобы овладеть самкой.
Ученые предположили, что самки шимпанзе (в особенности матери совсем юных детенышей) будут избегать встреч с потенциальными детоубийцами-самцами (как высоко стоящими в иерархии, так и теми, чей ранг повышается), а также чаще общаться с другими самками и их детенышами, формируя более безопасную среду.
Для проверки поставленной гипотезы они в течение двух лет следили за шимпанзе в лесу Будонго — национальном заповеднике в Уганде. Они наблюдали за тем, как самки и их детеныши формируют свой круг общения: документировали случаи, когда пара матери и детеныша проводила время с другими особями.
Примерно половину наблюдений (52,3 процента) самки и их детеныши проводили в компании без взрослых самцов, а в 28,9 проценте случаев — только вдвоем со своим потомством. В период повышенной агрессии среди самцов самки старались избегать шимпанзе, чей ранг повышается. Кроме того, в случае потенциальной атаки в сторону себя и своего потомства самки были замечены в компании более высоких в иерархии самцов: ученые предполагают, что на такой шаг они пошли ради защиты от агрессивных особей.
Ученые, таким образом, показали, что самки шимпанзе достаточно чувствительны к потенциальной угрозе со стороны самцов во время нестабильной ситуации в смене иерархии. Чтобы защитить свое потомство, они избегают особей, которые могут им навредить, а в случае атаки — обращаются к тем, кто может предоставить им защиту.
Несмотря на то, что шимпанзе активно оберегают свое потомство от опасности, к сценам насилия с участием других особей своего вида, а также других обезьян они безразличны. Привлечь их может, однако, сцена убийства чужого детеныша его сородичами, но даже в этом случае, как выяснили ученые, особенной эмоциональной реакции они не проявляют.
Елизавета Ивтушок
Животным стало легче двигаться
Исследователи из США обнаружили вещество, которое мешает восстанавливаться клеткам хрящей при остеоартрите. Им оказался фермент-разрушитель простагландина. Его блокада привела у мышей к регенерации хряща, причем не за счет появления новых клеток, а благодаря изменению активности генов в уже существующих. Работа опубликована в журнале Science.