Ученые усомнились в биологическом происхождении древнейших окаменелостей

Ученые усомнились в происхождении древнейших строматолитов на планете, возраст которых насчитывает 3,7 миллиарда лет, говорится в Nature. По мнению авторов исследования, отложения, которые считались древнейшими строматолитами, на самом деле образовались в результате деформации карбонатных пород и к микроорганизмам отношения не имеют.

Строматолитами называют ископаемые остатки бактериальных сообществ (матов), которые образуются на дне неглубоких водоемов. Они могут быть разной формы, в частности конической или столбчатой. Конические строматолиты образуются при участии биологических процессов, а не только в результате осаждения неорганических веществ. Анализ современных строматолитов показал, что в них содержатся остатки бактериальных матов в виде пленок, которые придают им форму конусов, а сохраняют ее частицы горных пород, которые попадают в бактериальные маты и связываются с ними. Поэтому в случае конических строматолитов их форма служит доказательством их биологического происхождения.

Со временем строматолиты, находящиеся в толще горных пород, частично или полностью разрушаются под действием температуры и давления. В породах, сформировавшихся в начале архея, в период примерно 3,2-4 миллиарда лет назад, определить строматолиты особенно сложно. Однако в 2006 году палеонтологи под руководством австралийского астробиолога Абигайль Аллвуд (Abigail Allwood) нашли на западе Австралии конические строматолиты, образовавшиеся 3,43 миллиарда лет назад. Вдобавок к коническим ученые обнаружили там же строматолиты других морфотипов, которые, по-видимому, образовались на мелководье. Авторы статьи предположили, что разнообразие форм, которые не смогли бы образоваться только осаждением неорганических пород, доказывает, что строматолиты образовались в результате жизнедеятельности бактерий.

В 2016 году палеонтологи из Австралии и Великобритании сообщили, что обнаружили на юго-западе Гренландии в формации Исуа еще более древние бактериальные окаменелости, возрастом примерно 3,7 миллиарда лет. У строматолитов была коническая асимметричная форма и по морфологии они напоминали окаменелости, найденные Аллвуд и ее коллегами в Австралии.

В новой работе Аллвуд и ее коллеги опубликовали результаты исследования отложений в формации Исуа. Ученые взяли для исследования образцы строматолитов, находившихся в полуметре от древнейших строматолитов. Они изучили морфологию породы, сделали элементный анализ, позволяющий заметить следы микроорганизмов, и анализ присутствия и распределения редкоземельных элементов, позволяющий определить, где формировались отложения, в морской воде или нет.

В результате ученые пришли к выводу, что древнейшие «строматолиты» имеют неорганическое происхождение и к микроорганизмам не имеют отношения. На это указывала их морфология и отсутствие следов бактериальных пленок, которые сформировали строматолиты конической формы. Элементный состав образцов тоже указывал на их неорганическое происхождение. Хотя Аллвуд и ее коллеги подтвердили результаты предыдущего исследования которые свидетельствовали, что отложения формировались в морской воде, они не нашли доказательств того, что осадочные породы образовались на мелководье, где могли обитать бактерии.

В прошлом году палеонтологи сообщили о находке окаменелостей древнейшего многоклеточного организма. Микроорганизмы, жившие около 2,4 миллиардов лет назад, были похожи на тонкие нити и могли относиться к царству грибов.

Палеонтологи приняли современное пчелиное гнездо за организм возрастом в полмиллиарда лет