В ЮАР обнаружили древнейшее многоклеточное

Палеонтологи из Швеции, Австралии, Швейцарии и США обнаружили в ЮАР окаменелые останки, которые могут оказаться древнейшим свидетельством существования многоклеточной жизни. Возраст базальтовых пород, в пузырьках которых была сделана находка, насчитывает 2,4 миллиарда лет. Предыдущие находки имели возраст около 1,2-1,6 миллиарда лет. Авторы допускают, что микроорганизмы, похожие на тонкие нити, могут оказаться древнейшими представителями царства грибов, долгое время обитавшими в изолированных средах. Исследование опубликовано в журнале Nature Ecology & Evolution, кратко о нем сообщает AFP.

Самые ранние свидетельства жизни на Земле насчитывают возраст около 3,7 миллиарда лет. При этом сам точный момент возникновения жизни неизвестен. К примеру, некоторые филогенетические исследования допускают, что момент разделения микроорганизмов на бактерий и архей мог произойти четыре миллиарда лет назад. Возраст самой Земли при этом составляет 4,54 миллиарда лет. Считается, что древнейший универсальный предок всех организмов, LUCA, обитал вблизи гидротермальных источников на дне древних океанов.

Авторы новой работы исследовали базальтовые породы палеопротерозойской эры, собранные в Северо-Капской провинции ЮАР. Керны были подняты с глубины 25 метров — из основания базальтового напластования. В древности они располагались под океаническим дном. Ученые обнаружили в породе застывшие пузырьки газа — миндалины, заполненные нитевидными структурами.

Как рассказывает Биргер Расмусен, соавтор работы из Университета Кертин, пузырьки были  «заполнены сотнями превосходно сохранившихся волокон, которые словно бы кричали “жизнь”». Диаметр нитей составлял от 2 до 12 микрометров — как правило, толщина не менялась на протяжении одной нити. Иногда «волокна» закручивались в петли диаметром несколько десятков микрон, а также образуют Y-образные разветвления. По словам авторов, нити были обнаружены в 70 из примерно 100 обнаруженных пузырьков.

Важно отметить, что минеральные волокнистые образования часто встречаются в базальтовых породах, кроме того, даже если нити представляют собой окаменелые организмы, они могут быть гораздо моложе пород, в которых были найдены. Авторы указывают на свидетельства того, что эти гипотезы неприменимы для находки. Так, форма и сплетения нитей говорят о том, что изначально они были гибкими. Также морфология и другие критерии указывают на то, что возможные организмы — не эуэндолиты, способные активно проникать внутрь камней, а крипто- или хазмоэндолиты, живущие в полостях и трещинах.

Исследователи обращают внимание, что 2,4 миллиарда лет назад произошла кислородная катастрофа — глобальное изменение  состава атмосферы и появление в ней кислорода. Вероятно, обнаруженные организмы не нуждались в кислороде.

Авторы работы предполагают, что находка представляет собой гифы древних грибов — размеры организмов не совпадают с ожидаемыми окаменелостями актинобактерий и других групп прокариотов. Иными словами, эти организмы могут представлять собой древнейший пример эукариотической жизни. Однако это утверждение требует более детальной проверки.

Как прокомментировал работу Никола МакЛафлин, профессор университета Родса, находка может указывать на новые места, где можно искать следы древнейших эукариотов. Возможно первые грибы появились не на земле, а под поверхностью океанов.

Ранее палеонтологи из Шведского музея естественной истории сообщали о находке окаменелостей многоклеточных организмов, возрастом 1,6 миллиарда лет. Объект был обнаружен в Индии — в строматолите (мате из цианобактерий). Большинство окаменелостей многоклеточных организмов имеет возраст менее 600-650 миллионов лет назад, что соответствует эпохам после кембрийского взрыва.