Инженеры из Нидерландов создали алгоритм управления для квадрокоптера, позволяющий ему оставаться в воздухе после потери одного винта, причем даже при движении со скоростью почти 10 метров в секунду. Разработка была представлена на конференции IROS 2018, на нее обратил внимание IEEE Spectrum.
Большинство современных мультикоптеров оснащаются хотя бы базовыми алгоритмами, позволяющими им сохранять стабильное положение при зависании на одном месте или лететь в заданном направлении. Многим из них не мешает даже ветер, потому что они отслеживают его влияние с помощью инерциальных датчиков и GPS, и корректируют наклон и работу моторов. Тем не менее, все эти алгоритмы работают корректно только в том случае, если целостность и функциональность дрона не нарушена. При потере даже одного винта баланс крутящих моментов от разных роторов нарушается и дрон, как правило, падает на землю.
В общем виде задачу сохранения баланса квадрокоптера с вышедшим из строя винтом уже научились решать швейцарские инженеры в 2014 году. Однако их алгоритм работает только для дрона, зависшего на одном месте. Группа инженеров из Делфтского технического университета под руководством Коэна де Виссера (Coen de Visser) создала более совершенный алгоритм, который позволяет дрону не падать после выходя одного винта из строя, даже если он движется с большой скоростью или полет проходит в ветреную погоду.
Исследователи использовали последовательную схему из трех регуляторов. Первый из них отвечает за контроль положения квадрокоптера, второй за контроль высоты, а третий на основе данных от первых регуляторов рассчитывает угловые скорости вращения для каждого из трех работающих роторов.
Инженеры проверили алгоритм на квадрокоптере Parrot Bepop2 и открытой системе управления беспилотными летательными аппаратами Paparazzi. Для отслеживания движений дрона они использовали его собственный блок с акселерометром и гироскопом, собирающим данные с частотой 512 герц, а также внешнюю оптическую систему захвата движений, которая с частотой 120 герц отслеживала положения шести маркеров на корпусе дрона.
Разработчики провели несколько видов тестов, в том числе испытания в аэродинамической трубе, имитирующие полет с определенной скоростью. После взлета дрона они включали продув и постепенно увеличивали скорость потока воздуха. Эксперимент показал, что квадрокоптер сохраняет стабильное положение на скорости свыше девяти метров в секунду, и лишь после этого теряет баланс и падает.
Ранее инженеры создавали множество других необычных дронов и алгоритмов управления для них. К примеру, существует дрон с наклоненными роторами, асимметричный дрон одним ротором и даже дрон с пропеллерами на пропеллере. Кроме того, некоторые дроны могут менять свою конфигурацию прямо в полете. Например, недавно японские инженеры представили вытянутую многороторную платформу, которая может в полете протискиваться через узкие проемы, а французские инженеры создали квадрокоптер, который может на большой скорости выстраивать все свои роторы в один ряд и тем самым уменьшать свою ширину почти в два раза.
Григорий Копиев
А также летать, ездить и самостоятельно прокладывать маршрут
Инженеры разработали робота-трансформера под названием Morphobot M4, который может ездить как четырехколесный ровер, летать как квадрокоптер, ходить как четвероногий робот и стоять вертикально, балансируя на двух ногах-колесах. Кроме того он способен комбинировать эти режимы, чтобы преодолевать встречающиеся на пути препятствия. Робот оснащен автономной системой навигации и может самостоятельно прокладывать маршрут, выбирая подходящий режим передвижения. Благодаря таким возможностям Morphobot сможет применяться для широкого спектра задач, оптимально расходуя энергию. Статья опубликована в журнале Nature Communications. Большинство из существующих сегодня типов роботов не универсальны и не могут передвигаться в любых условиях одинаково эффективно. К примеру, мультикоптеры тратят много энергии в полете и поэтому могут находиться в воздухе непродолжительное время, а колесные и ходячие роботы обладают более высокой энергоэффективностью, но ограничены передвижением по относительно ровной поверхности. Инженеры пытаются обойти эти ограничения через создание гибридных конструкций. Например, американские инженеры совместили квадрокоптер с ходячим двуногим роботом, а разработчики из Кореи собрали гибрид коптера с колесным ровером. Большинство подобных проектов объединяет один недостаток: часть конструкции робота, предназначенная для передвижения в одной среде, никак не используется при движении в другой, выступая лишь в качестве пассивного груза. Инженеры под руководством Мортезы Гариба (Morteza Gharib) из Калифорнийского технологического института решили создать гибридного робота, все части конструкции которого принимают участие в разных типах движения. В результате у них получился робот-трансформер Morphobot M4, который представляет собой гибрид квадрокоптера и четырехколесного робота. Его масса около шести килограмм, а многие детали выполнены из углеволокна и с помощью 3D-печати. В режиме колесного ровера длина робота составляет 0,7 метра, а ширина и высота 0,35 метра. Четыре колеса робота диаметром 0,25 метра расположены на концах балок, которые играют роль подвижных конечностей. Они могут отклоняться сервомоторами в двух направлениях продольно и перпендикулярно в сторону от корпуса. Колеса приводятся в движение отдельными электромоторами. При трансформации в квадрокоптер обода выступают в роли защитных бамперов для воздушных винтов, расположенных внутри колес с электромоторами в осях, а четыре конечности робота разворачиваются, направляя плоскости пропеллеров параллельно поверхности земли. Корпус робота в этом режиме поддерживается расположенными снизу посадочными опорами. Суммарная тяга всех четырех винтов составляет около девяти килограмм. Morphobot может комбинировать два основных режима, например, для того чтобы преодолевать препятствия, которые он не может переехать. Для этого роторы в одной части робота разворачиваются в полетный режим, а вторая пара конечностей продолжает опираться на колеса. Таким образом робот может забираться на крутые склоны с наклоном больше 45 градусов, затрачивая меньше энергии, чем при полноценном полете в режиме квадрокоптера. Также используя пару винтов только с одной стороны М4 может принять вертикальное положение, балансируя на двух колесах, напоминая при этом двуногий ходячий робот. В режиме ровера М4 может регулировать высоту корпуса относительно поверхности, выдвигая конечности с колесами вперед и назад. Это может пригодиться для преодоления препятствий с ограничением по высоте. Робот также может ходить как четвероногий, перебирая конечностями с колесами как ногами, это может пригодится для преодоления неровностей на пути. Помимо этого, М4 способен использовать конечности с колесами в роли манипуляторов, ухватывая и удерживая предметы с помощью колесных ободов. В качестве примера разработчики продемонстрировали, как робот удерживает таким образом небольшой шар, балансируя при этом на двух колесах в вертикальном положении. Morphobot может передвигаться автономно, трансформируясь в наиболее подходящий в текущей ситуации режим. Для низкоуровневого управления используются два отдельных микроконтроллера, которые отвечают за движения колес и конечностей в режиме ровера и за полет в режиме коптера. Навигация и планирование маршрута происходят с помощью компьютера Jetson Nano, который использует данные об окружении, поступающие со стереокамеры Intel RealSense. На борту также есть инерционный измерительный модуль, средства беспроводной коммуникации для удаленного управления и батарея емкостью 4000 миллиампер-час. https://www.youtube.com/watch?v=S4eQXXxUnNE По словам разработчиков, такие способности позволят использовать подобных роботов-трансформеров для широкого спектра задач, например, для поиска и спасения людей во время стихийных бедствий, или в качестве робота для исследования космоса. Ранее мы рассказывали о другом дроне-трансформере с необычной конструкцией под названием DRAGON, которого построили японские инженеры. Он состоит из нескольких сегментов, может менять форму прямо в полете, захватывать предметы, огибая их с двух сторон и поворачивать вентили.