Японские инженеры сконструировали модульную мультироторную платформу, которая может на лету менять форму в зависимости от выполняемой задачи. Это позволяет дрону протискиваться через узкие проемы или захватывать груз с помощью трансформируемой рамы. Доклад был представлен на конференции ICRA 2018, кратко о разработке рассказывает IEEE Spectrum.
На грузовые беспилотники обычно устанавливают стационарный бокс, который прикреплен к раме и позволяет перевозить груз, укладывающийся в существующие измерения. Несмотря на простоту такого подхода, у него есть очевидный недостаток — в контейнер не поместится слишком большой объект, а небольшой груз иногда приходится дополнительно фиксировать в контейнере, заполняя пустоты. В прошлом году инженеры из Токийского университета неожиданным образом решили эту проблему, представив прототип беспилотника, который обнимал коробки, меняя на лету свою форму. Однако этот аппарат мог совершать только сравнительно простые трансформации в двух плоскостях.
Теперь эта же группа инженеров построила мультироторный беспилотник-трансформер под названием Dragon. Дрон представляет собой модульную платформу, где каждый модуль снабжен собственной батареей, вычислительным модулем и парой роторов, а соединения модулей происходят через поворотные узлы с электромоторами. Управляются все модули компьютером Intel Euclid.
Благодаря такой конструкции Dragon может на лету менять свою форму и из традиционной «квадрокоптерной» формы, например. превратиться в зиг-заг или букву L, при этом беспилотник, в отличие от предыдущего прототипа, способен выполнять сложные маневры, изгибаясь в объемную фигуру. Это позволяет не только захватывать грузы, но и изменять геометрию рамы в полете, чтобы протискиваться через небольшие проемы.
Существуют и другие примеры транспортных мультикоптеров, в конструкции которых применяются необычные решения. Японская компания Prodrone недавно представила модульную мультироторную платформу PD-ANY, которая позволяет превратить в беспилотник практически любой предмет, а в прошлом году компания показала грузовой мультикоптер PD6B-AW-ARM, оборудованный парой рук.
Концепцию модульного мультикоптера без статичной рамы также разрабатывают в Швейцарской высшей технической школе Цюриха с 2008 года. Их мультикоптер состоит из автономных модулей, каждый из которых оснащен собственным набором датчиков и креплений. Кроме того, у модулей предусмотрены колеса, благодаря которым мультикоптер может самостоятельно собираться в нужную конфигурацию.
Николай Воронцов
При этом не потребуется демонтаж и разборка
Инженеры GE Aerospace Research разработали мягкого робота Sensiworm для обследования технического состояния авиационных двигателей. Робот способен ползать подобно гусенице по вертикальным поверхностям и даже потолку, передавая оператору видеоизображение в реальном времени. С помощью Sensiworm технические специалисты смогут оценивать текущее состояние авиамоторов без необходимости их демонтажа с самолета, сообщает New Atlas. При поддержке Angie — первого российского веб-сервера Современные турбовентиляторные двигатели требуют регулярного обслуживания. Они состоят из огромного количества деталей, тщательно изучить состояние которых без снятия двигателя с самолета даже с помощью эндоскпов (бороскопов) порой невозможно. При этом демонтаж мотора и его последующая разборка занимают много времени, в течение которого самолет простаивает на земле. Поэтому инженеры давно работают над альтернативными способами обследования авиадвигателей изнутри без их демонтажа. Одна из таких разработок принадлежит инженерам исследовательского отдела компании General Electric GE Aerospace Research, которые совместно с сотрудниками Университета Бингемтона разработали мягкого робота Sensiworm (Soft ElectroNics Skin-Innervated Robotic Worm) для обследования технического состояния авиационных двигателей изнутри. Вытянутый корпус Sensiworm состоит из мягкого полимерного материала, который способен растягиваться и сокращаться с помощью источника давления. Способ передвижения Sensiworm напоминает движения гусеницы пяденицы. Робот может передвигаться не только по горизонтальным и вертикальным поверхностям, но также и по потолку. Для этого он использует две присоски, расположенные в передней и задней части корпуса. Таким образом Sensiworm может добраться до труднодоступных мест внутри двигателя, включая лопатки компрессоров и турбин. https://www.youtube.com/watch?v=_Mks06p0KVo Внутри автономной версии Sensiworm, помимо собственных источников питания, давления и бортового компьютера, находится камера с источником света, а также другие сенсоры, необходимые сервисным специалистам. Робот может автоматически обнаруживать и обходить препятствия (технических деталей того, как это происходит, разработчики пока не сообщают). По словам создателей Sensiworm, робот должен выполнять роль дополнительных глаз и ушей, исследуя внутренности авиадвигателей на предмет неисправностей, коррозии и повреждения теплоизоляционного покрытия. Разработчики считают, что в будущем он сможет не только передавать изображение интересующих участков в реальном времени, выполняя роль продвинутого варианта бороскопа, но и сможет производить мелкий ремонт. Внутренней инспекции требуют не только такие сложные устройства как авиадвигатели, но даже трубопроводы. Китайские инженеры разработали миниатюрного робота для инспекции внутреннего состояния трубопроводов диаметром меньше сантиметра. Робот состоит из цилиндрических модулей, приводимых в движение актуаторами на основе диэлектрических эластомеров.