Причиной гибели жителей Геркуланума стали вскипевшие кровь и мягкие ткани

Химики и криминалисты уточнили причину гибели некоторых жителей римского Геркуланума, умерших во время извержения Везувия. Как говорится в статье, опубликованной в PLoS ONE, они погибли мгновенно, когда их кровь и мягкие ткани вскипели и испарились под действием высокой температуры.

Геркуланум, находившийся в семи километрах к западу от Везувия, был разрушен во время извержения вулкана, которое произошло в 79 году нашей эры. Во время первой фазы извержения, днем 24 августа, туча вулканического пепла двинулась на юго-восток и засыпала Помпеи и Стабии. Геркуланум был погребен под пирокластическими потоками во время второй волны извержения, случившейся через несколько часов. Поэтому большинство жителей Геркуланума успели спастись. Однако несколько сотен горожан предпочли остаться и укрылись от извержения в лодочных ангарах на берегу моря. Предположительно, они погибли под слоем раскаленного пепла либо от термических повреждений, либо от удушья.

Во время раскопок 1997-1999 годов археологи нашли в руинах лодочных ангаров останки примерно 80 человек. По оценкам исследователей, они погибли не от удушья, а от молниеносного шока. Часть останков была обуглена, черепа людей были проломлены и наполнены пеплом, а на некоторых останках сохранились следы бурого налета.

Авторы нового исследования под руководством Пьерапаоло Петроне (Pierpaolo Petrone) из Неаполитанского университета исследовали 103 фрагмента костей жертв извержения. Они проанализировали образцы с помощью масс-спектрометрии с индуктивно-связанной плазмой — метода, позволяющего определять некоторые химические элементы в крайне низких концентрациях (одну часть из квадриллиона); и рамановской микроспектроскопии, позволяющей определять структуру того или иного соединения и различать похожие по составу вещества.

Как выяснилось, на поверхности некоторых образцов присутствовали как неорганические вещества, обычно входящие в состав вулканического пепла, так и возможные продукты органического распада — углерод и оксиды и соли железа. Как уже было известно, связывающий ионы железа комплекс в составе гемоглобина начинает деградировать при 70-100 градусах Цельсия, а при 400 градусах он распадается с образованием оксидов железа. Температура на периферии пирокластических потоков колеблется на уровне 200-300 градусов Цельсия, а в центре может достигать 400-500 градусов. Исследователи предположили, что соединения железа и углерод образовались в результате разложения тел. Вероятно, раскаленный воздух или пепел вскипятил кровь и мягкие ткани людей, в том числе и мозг. Кости черепа не выдерживали давления изнутри и лопались. Это приводило к мгновенной смерти несчастных.

Недавно в Помпеях нашли скелет мужчины, погибшего во время извержения. Сначала ученые решили, что его раздавило массивной каменной плитой, когда он пытался убежать из дома. Но позднее оказалось, что он, скорее всего, умер от удушья.

Жившего 8,5 тысячи лет назад африканца убили обожженной костью