Ископаемый ствол рассказал о толстых цветковых растениях в позднем мелу

Исследователи из США и Канады обнаружили самый крупный древесный ствол покрытосеменного растения позднего мелового периода. В диаметре ствол достигал 1,8 метра, а в высоту 50,8 метра. Около 90 миллионов лет назад покрытосеменные деревья могли вырастать очень большими и достигать верхнего яруса в лесах на юге Северной Америки. Результаты обследования находки опубликованы в Science.

В настоящее время среди представителей отдела Цветковых (покрытосеменных) растений встречаются как крошечные травы, так и огромные деревья. Благодаря окаменелостям известно, что маленькие травянистые цветковые существовали уже с раннего мела, однако до конца не известно, когда они смогли достичь размеров, позволяющих конкурировать с тропическими деревьями за место в верхнем ярусе. Редко удавалось найти  в меловых отложениях окаменелые стволы цветковых растений, и чаще всего найденные стволы были диаметром не больше 10 сантиметров, из-за чего долгое время считалось, что цветковые растения были вытеснены голосеменными из верхних ярусов леса.

Натан Джуд (Nathan A. Jud) из Университета Уильяма Джуэла в США и его коллеги нашли ископаемые останки растений и животных в северо-восточной части штата Юта. Радиоизотопное датирование бетонита, находящегося непосредственно под окаменелостями, а также найденные там же ископаемые зубы акулы Cretodus crassidens, характерной для позднего мела, помогли определить возраст находки — примерно 90,66 миллионов лет.

Среди ископаемых был большой окаменевший ствол длиной 11 метров и диаметром в самом широком месте 1,8 метра, принадлежавший представителю семейства Лавровые отдела Цветковых растений. Это самое толстое дерево того времени из когда-либо найденных ранее. До сих пор рекорд составлял ствол в один метр толщиной.

Используя модель соотношения высоты и диаметра ствола, разработанную на основе измерений тропических двудольных растений, авторы оценили высоту дерева в 50,8 метра, хотя до сих пор считалось, что такой толщины древесные представители покрытосеменных достигали только на 15 миллионов лет позже.

В современном тропическом лесу верхний ярус деревьев достигает в высоту как раз 50-55 метров, поэтому авторы предположили, что цветковые деревья в позднем мелу выходили в верхний ярус в те времена на юге Северной Америки. Это полностью меняет представление о том, как мог выглядеть в то время лес. Цветковые растения уже в позднем мелу достигли большого разнообразия жизненных форм, которые позволяли им занимать все ярусы, доступные наземным растениям. При этом найденные вместе со стволом листья, остатки папоротников и хвойных деревьев свидетельствует о том, что лес был смешанным.
Цветковые растения растут на Земле уже около 130 миллионов лет. Один из древнейших цветков был найден на водном растении на территории современной Испании. Но цветы научились пахнуть для привлечения опылителей гораздо позже, около 99 миллионов лет назад.

Александра Кочеткова