В России возобновили проектирование тяжелого экранолета

Таганрогский авиационный научно-технический комплекс имени Бериева возобновил проектирование сверхтяжелого транспортного гидросамолета Бе-2500. Об этом, как сообщает «Интерфакс», заявил директор предприятия Юрий Грудинин. По его словам, проект находится на стадии эскизного проектирования; разработчики «смотрят летно-технические характеристики, смотрят заказчиков». По завершении эскизного проектирования предприятие примет решение о дальнейшей судьбе проекта.

Проектирование гидросамолета Бе-2500 «Нептун» велось с конца 1980-х годов и было прекращено в начале 2010-х годов. Проект предусматривал создание летательного аппарата, который мог бы передвигаться как в режиме экрана над водой подобно экраноплану, так и в самолетном режиме на высоте. Такой аппарат принято называть экранолетом. Ожидалось, что Бе-2500 получит фюзеляж длиной 115,5 метра, крыло размахом 125,5 метра. Взлетный вес экранолета должен был составить не менее 2,5 тысячи тонн.

В режиме экраноплана «Нептун» мог бы передвигаться на скорости в 450 километров в час, а в режиме самолета — 770 километров в час. Согласно предварительному проекту, экранолет мог бы перевозить грузы массой до одной тысячи тонн на расстояние до 16 тысяч километров. Концепция Бе-2500 предполагает возможность использования аппарата для доставки космических кораблей в верхние слои атмосферы экваториальной зоны Земли, а также для доставки десанта и проведения спасательных операций на море.

В начале прошлого года подмосковный Центральный аэрогидродинамический институт имени Жуковского провел продувочные испытания модели тяжелого транспортного экранолета, который сможет перевозить большие объемы грузов на расстоянии тысяч километров. Испытания модели в аэродинамической трубе прошли успешно и показали, что новый экранолет сможет эффективно выполнять полеты над разными типами поверхности: льдом, водой и землей.

Согласно проекту, аппарат сможет выполнять межконтинентальные перелеты. Точные данные о дальности полета не уточняются. Межконтинентальной считается дальность не менее 5,5 тысячи километров. Большую часть полета экранолет будет находиться в зоне действия экранного эффекта на высоте от трех до 12 метров от поверхности. Благодаря этому аппарат будет тратить меньше топлива. Взлетать и садиться экранолет сможет с обычных взлетно-посадочных полос.

Василий Сычёв

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.
Starlink разрешили работать на самолетах и судах