Функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям (Роспечать)

Снова на экране

В России вспомнили о некогда популярном многоцелевом виде транспорта

Недавно российская компания «Радар ММС» объявила о разработке нового многоцелевого экраноплана «Чайка», который можно будет использовать для решения самых разнообразных задач, включая перевозку грузов и разведку. Это далеко не первый представленный проект нового экраноплана за последние несколько лет. Темой активно интересуются различые разработчики, хотя российские ведомства, от которых в значительной степени зависит судьба этого вида транспорта, относятся к нему прохладно. Однако во времена СССР власти делали ставку на активное развитие именно этого вида транспорта. Мы решили вспомнить, каким было экранопланостроение при Советском Союзе, и выяснить, что предлагают российские компании сегодня.

Экранопланом называют аппарат, способный скользить на небольшой высоте практически над любой относительно ровной поверхностью, используя экранный эффект. Это означает, что подъемная сила, необходимая для отрыва судна от поверхности, обеспечивается набегающим потоком воздуха, который нагнетает давление под аппаратом. На некоторых экранопланах для дополнительного искусственного повышения давления под судном использовались специальные вентиляторы в носовой части. Чаще всего экранопланы используют над водной поверхностью, поскольку, в отличие от земной, она более равномерна по высоте.

Поскольку первые экранопланы испытывались и эксплуатировались на воде, их стали относить к классу морских судов. Экранопланы выгодно отличаются от обычных кораблей тем, что способны развивать скорость до 250 узлов (около 463 километров в час), а их перемещение практически не ограничено — моря, реки, болотистая местность, снега, льды и даже суша способны служить для создания «экрана». Кроме того, в отличие от самолетов, экранопланы более экономичны и способны принимать на борт большие по массе грузы. При этом такие аппараты не нуждаются в береговой инфраструктуре — для посадки им достаточно иметь лишь подходящую по размерам акваторию или участок суши.


«Орленок», «Лунь» и «Монстр»

В СССР разработка экранопланов началась во второй половине 1940-х годов, а в 1957 году уже было развернуто серийное производство, которое продолжалось до начала 1990-х. За это время предприятиями страны были построены около 30 экранопланов, которые преимущественно использовались в интересах Министерства обороны СССР. Наиболее известными судами того времени являются экранолеты «Орленок» и ударный экраноплан-ракетоносец «Лунь». Последний был построен в единичном экземпляре и зачислен в состав Черноморского флота (в 1990-х годах из-за нехватки средств его списали).

«Орлята», разработанные нижегородским Центральным конструкторским бюро по судам на надводных крыльях имени Алексеева в начале 1970-х годов, были способны развивать скорость до 500 километров в час и перевозить десант и грузы на расстояние до 1,5 тысячи километров. Такие суда предназначались в первую очередь для транспортировки 200 бойцов и двух бронемашин, хотя могли использоваться и в других целях. Отличительной особенностью «Орленка» была способность переходить в самолетный режим, «отрываясь» от экрана, а также садиться не только на воду, но и на сушу. Последняя особенность значительно расширяла географию применения экраноплана, облегчая десантные операции.

Экраноплан «Лунь» строился в первой половине 1980-х годов, а во второй половине проходил испытания. Корабль длиной 73,8 метра мог развивать скорость до 500 километров в час, а дальность его хода составляла около двух тысяч километров. Размах крыла «Луня» составлял 44 метра. Экраноплан был вооружен шестью пусковыми установками противокорабельных сверхзвуковых крылатых ракет П-270 «Москит». Следует отметить, что до появления «Луня» слабым местом экранопланов была относительно плохая мореходность, не превышавшая трех-четырех баллов (высота волн от 0,5 до 2,5 метра). «Лунь» мог передвигаться при волнении до шести баллов (высота волн до шести метров).

После завершения всех испытаний в 1991 году «Лунь» включили в состав 236-го дивизиона кораблей-экранопланов Каспийской флотилии, а спустя десять лет списали и перевели на хранение. Изначально планировалось построить восемь экранопланов «Лунь», однако средств для этого не хватило. В настоящее время единственный «Лунь» находится в сухом доке на территории завода Дагдизель в Каспийске. Экраноплан должен был послужить базой для нового судна-спасателя. На его борту планировалось разместить госпиталь на 150 пострадавших, отделение экстренной помощи и различные спасательные средства, включая лодки.

Между тем в 1960-х годах Центральное конструкторское бюро имени Алексеева проводило на Каспийском море испытания экспериментального экраноплана. Этот аппарат западные спецслужбы окрестили просто: «Каспийский монстр». Так разведка расшифровала аббревиатуру «КМ» (Корабль-Макет) на борту судна. «Каспийский монстр» имел размах крыла 37,6 метра и длину около ста метров. Максимальная взлетная масса аппарата составляла 544 тонны. Испытания экраноплана проводились в течение 15 лет до аварии 1980-го года, когда «Каспийский монстр» разрушился и затонул.

Причиной аварии «Каспийского монстра» стала ошибка пилота, который при взлете слишком высоко задрал нос экраноплана. В результате тяжелая машина пошла вверх почти вертикально, оторвалась от «экрана» и начала терять управление. Пытаясь исправить ситуацию, летчик снизил тягу двигателей и, как предполагается, ошибочно сработал рулем высоты, в результате чего «КМ» завалился на левое крыло, ударился о воду и утонул. По утверждению конструкторов и испытателей, «Каспийский монстр» был очень живучим и «нужно было сделать нечто из ряда вон выходящее, чтобы угробить его».

В эпоху, когда работы над экранопланами велись очень активно, Министерство обороны СССР планировало использовать их в десантных операциях, для доставки грузов, для поиска и поражения подводных лодок и надводных кораблей противника, для организации перевозок в Арктике, а также быстрых речных перевозок между городами. Существовали и проекты экранопланов-авианосцев и экранопланов, способных служить стартовой и посадочной площадкой для космических челноков типа «Буран». Впрочем, уже в конце 1980-х годов советские военные к экранопланам несколько охладели, посчитав их слишком уязвимыми для корабельного артиллерийского огня.


«Иволга», «Стерх» и «Чайка»

О необходимости возрождать отрасль экранопланостроения снова заговорили в начале 2000-х годов, а в 2007 году Сергей Иванов, занимавший тогда пост министра обороны России, объявил о разработке целевой госпрограммы. Согласно этому документу, в Нижнем Новгороде на базе Центрального конструкторского бюро имени Алексеева планировалось развернуть производство экранопланов. Впрочем, документ так до ума и не довели, а ЦКБ имени Алексеева сегодня занимается разработкой новых экранопланов в инициативном порядке. В 2000 году ОКБ «Сухого» представило экранолет С-90, способный перевозить до 4,5 тонн грузов на высоте от 0,5 до 4000 метров.

Кроме того, сегодня «Арктическая торгово-транспортная компания» занимается выпуском пассажирских пятиместных экранопланов Aquaglide-5, а Научно-производственная компания «Трэк» собирает экранопланы «Иволга». Последние, к слову, используются российским Министерством чрезвычайных ситуаций. Но в целом, экранопланы широкого применения пока не нашли. Тем не менее, несколько российских компаний в последние годы стали уделять больше внимания разработке судов, способных передвигаться на «экране». Так, в начале 2000-х годов Таганрогский авиационный научно-технический комплекс имени Бериева занимался разработкой проекта Бе-2500 «Нептун».

Проект предполагал создание сверхтяжелого гидросамолета-экранолета (экраноплана, способного переходить в самолетный режим полета), грузоподъемность которого составляла бы около одной тысячи тонн. Такой аппарат должен был получить крыло размахом 125 метров и фюзеляж длиной 115 метров. Предполагалось, что экранолет сможет развивать скорость до 450 километров в час в режиме экраноплана и до 750 километров в час — в режиме самолета. Дальность полета нового аппарата могла составить около 16 тысяч километров. О судьбе этого проекта в настоящее время неизвестно.

В 2013 году компания «Орион» представила экраноплан «Стерх-10», который планировала принять на вооружение Пограничная служба ФСБ России. Масса новой машины, способной перевозить до 20 человек, составляет десять тонн. «Стерх-10» может совершать полеты в экранном режиме на высоте шести метров, однако наиболее эффективным режимом является полет на высоте от 0,8 до 1,5 метра. Экраноплан способен развивать скорость до 250 километров в час. Согласно техническому заданию Министерства промышленности и торговли России, заказавшего разработку «Стерха», экраноплан уже в 2015 году должен был заменить устаревшие пассажирские самолеты Ан-24 и Ан-28. Однако этого не произошло.

В 2015 году представители ВМФ России объявили о том, что военные уже сформировали тактико-техническое задание на разработку нового экраноплана, в основу которого планировалось положить проект «Луня». Тогда же заявлялось, что опытно-конструкторские работы по новому проекту уже ведутся, а серийное производство аппаратов может начаться после 2020 года. Статус этого проекта в настоящее время тоже неизвестен, впрочем, как и другого, тоже объявленного в 2015 году. В этом проекте, разрабатываемом ЦКБ имени Алексеева, речь шла о намерении создать универсальную платформу океанского экраноплана. Взлетная масса этого аппарата должна составить около 500 тонн.

В начале 2017 года подмосковный Центральный аэрогидродинамический институт имени Жуковского провел продувочные испытания модели тяжелого транспортного экранолета. Предполагается, что этот аппарат сможет перевозить большие объемы грузов на расстояние тысяч километров. Испытания модели в аэродинамической трубе прошли успешно и показали, что новый экранолет сможет эффективно выполнять полеты над разными типами поверхности: льдом, водой и землей. Аппарат будет способен выполнять межконтинентальные перелеты. Точные данные о дальности полета не уточняются; межконтинентальной дальностью считается дальность не менее 5,5 тысячи километров.

Большую часть полета экранолет будет находиться в зоне действия экранного эффекта на высоте от трех до 12 метров от поверхности. Благодаря этому аппарат будет тратить меньше топлива. Взлетать и садиться экранолет сможет с обычных взлетно-посадочных полос. Согласно предварительному проекту, новый экранолет получит несущий фюзеляж и относительно короткое крыло. Экранолет сможет перевозить грузы, в том числе и в стандартных грузовых контейнерах, общей массой до 500 тонн. Проектом экранолета предполагается использование криогенного топлива — сжиженного природного газа.

В свою очередь экраноплан, разрабатываемый компанией «Радар ММС», сможет перевозить пассажиров и грузы общей массой до 15 тонн. В настоящее время по проекту, получившему название «Чайка», проводятся дополнительные расчеты и испытания уменьшенных моделей. Технические подробности о проекте не раскрываются. Разработчики ожидают, что полноценный летный образец «Чайки» появится в 2019-2020 годах. Однако как будет на самом деле, сказать пока сложно. Дело в том, что у небольших компаний-перевозчиков потребности в экранопланах нет из-за маленьких объемов грузоперевозок. Крупным же фирмам выгоднее отправлять сотни тонн грузов специальными судами.

Несмотря на неоднократные заявления российских властей, реальных шагов в сторону развития экранопланостроения пока сделано не было. В этих условиях, вероятно, суда, способные передвигаться на «экране», широкого распространения не получат, так и оставшись на уровне мелкосерийного производства небольших аппаратов.

Василий Сычёв





Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.