Жир на керамике выдал старейшую сыроварню Средиземноморья

Ученые обнаружили в неолитических деревнях на хорватском побережье Адриатики подтверждение, что еще 7,2 тысячи лет назад люди там делали сыр: на это указали жирные кислоты на осколках керамики. Исследование опубликовано в журнале PLOS ONE.

Сара Макклюр (Sarah McClure) из университета штата Пенсильвания и ее соавторы отмечают, что хотя молоко и сыры были доступны людям с начала сельскохозяйственной эпохи около 9 тысяч лет назад, материальные свидетельства производства сыра, которые до этого имелись у ученых, датировались началом бронзового века (примерно 5 тысяч лет назад).

Группа Макклюр работала в двух хорватских неолитических деревнях, Покровнике и Данило Битинь, в которых люди жили в период с 6 до 4,8 тысячи лет до нашей эры. На найденных там 47 осколках керамики разных типов ученые обнаружили не только следы жиров молока, мяса и рыбы, но и жирные кислоты, связанные с ферментацией молока и производством сыра, возрастом примерно 7,2 тысячи лет — это самые древние следы сыроварения в Средиземноморье и одни из самых древних в мире. Ученые установили происхождение жиров на поверхности посуды по соотношению в них изотопов углерода-13 и углерода-12, которое различается для жировой ткани животных, молочных жиров и жиров ферментированного молока.

Для каждого вида пищи жители деревни, судя по всему, использовали свой вид керамики: остатки сыра чаще всего встречались на ритонах (воронкообразных сосудах в виде частей животного или человека) и решетах. Это, по словам ученых, соответствует технологическому процессу производства сыра, где сыворотка отделяется от створоженной массы с помощью тканевого или керамического «сита».

Авторы отмечают, что, поскольку ферментация молока снижает содержание в нем лактозы, сыры были бы хорошим источником калорий и необходимых нутриентов не только для детей, но и для взрослых, которые тогда еще не могли переваривать молоко. Кроме того, сыр было легко хранить и перевозить. «Мы предполагаем, что производство молока и сыра первыми фермерами Европы уменьшало младенческую смертность и помогало демографическим преобразованиям, которые позволили фермерским сообществам продвинуться в северные широты», — говорится в исследовании.

Недавно итальянские и египетские ученые нашли следы древнейшего сыра, сделанного около 3,2 тысячи лет назад. А за два года до этого археологи нашли в Швейцарии старейший горный сыр: он был ненамного моложе египетского, ученые датировали продукт древних сыроварен периодом 3-2,5 тысячи лет назад.

В Фанагории обнаружили древнейшую в России синагогу