NASA предложило будущим роверам искать жизнь напрямую с помощью мини-лаборатории

Мелисса Флойд (Melissa Floyd), ученый из Центра космических полетов имени Годдарда (NASA), рассказала о планах по разработке мини-лаборатории для прямого поимка следов жизни в образцах пород, взятых с других планет.

Несмотря на то, что ученые уже достаточно долгое время ищут следы жизни на других планетах, их попытки до сих пор не увенчались успехом. Как правило, исследователей интересуют биомаркеры — вещества, присутствие которых может указать на существование живых организмов: к ним относятся метан, кислород, углекислый газ, озон и, конечно, вода. При этом NASA до сих пор не создавало инструментов, которые бы напрямую искали бактерии или другую примитивную жизнь, что, в первую очередь, связано с техническими трудностями. На экзопланетах при текущем уровне развития технологий «разглядеть» жизнь попросту невозможно, а для того, чтобы найти ее на планетах Солнечной системы, нужно разработать автономную лабораторию, что тоже довольно непросто.

В рамках нового проекта в NASA Мелисса Флойд планирует разработать инструмент для роверов, который будет напрямую искать бактерий или архей в горных породах и грунте других небесных тел — например, на Марсе или на лунах других планет. Бактерии и археи — большая группа одноклеточных организмов, которые, как считается сегодня, были первыми организмами, появившимися на Земле около 4 миллиардов лет назад. Они встречаются в совершенно разных средах и могут противостоять экстремальным условиям.

В основе концепции, которую, по мнению Флойд, можно воплотить как в виде отдельного робота, так и в виде инструмента для марсохода, лежит популярный метод анализа — флуоресцентная гибридизация in situ или FISH. Он использует ДНК-пробы, меченные флуоресцентной меткой, для определения точного местоположения последовательности ДНК или РНК непосредственно в клетке, клеточном ядре или на хромосомах. В лаборатории FISH-метод включает нанесение образцов на стекло, фиксацию клеток, добавление ДНК-проб, которые связываются с комплементарными мишенями в образце, и помещение образцов под микроскоп.

Флойд пытается определить, как ей адаптировать этот процесс для робота. Астробиолог отмечает, что ей хотелось бы, чтобы система могла нести до 10 проб для идентификации широкого круга одноклеточных организмов. Главная сложность заключается в упрощении и автоматизации метода, чтобы робот наносил каждый образец на стекло, нагревал его, как требует флуоресцентная гибридизация in situ, и сам вращал стекло, что наверняка потребует многократной фокусировки для исследования деталей.

В число небесных тел Солнечной системы, которые считаются потенциально подходящими для возникновения или существования земной жизни, входят Марс, Энцелад, Титан и Европа. Тем не менее, все небесные тела, кроме Красной планеты, остаются пока что мало изученными.

Искусственные клетки с минимальным геномом быстро адаптировались в процессе эволюции