Археологи усомнились в правильности датировки извержения вулкана Санторин

Израильские ученые поставили под сомнение верность датировки грандиозного извержения вулкана Санторин, говорится в Scientific Reports. Радиоуглеродный анализ оливковой ветки, сохранившейся в слое вулканического пепла, показал, что оно произошло в 1656-1609 годах до нашей эры. Однако авторы работы показали, что годовое кольцо под корой оливкового дерева не обязательно вырастает последним, поэтому, дерево, по которому датировали извержение, могло быть на 40-50 лет старше.

В результате извержения вулкана на месте бóльшей части острова Тира (Санторини) образовалась кальдера, куда провалилась суша. В воздух, по разным оценкам, было выброшено от 40 до 80 кубических километров горной породы, по мощности взрыв примерно равнялся 200 тысячам атомных бомб, сброшенным на Хиросиму. В результате извержения образовалось цунами высотой до 100 метров, которое смыло северное побережье Крита, и, по мнению некоторых исследователей, стало началом упадка минойской цивилизации. Однако при раскопках на самом Санторини археологи не нашли человеческих останков. Это свидетельствует о том, что люди покинули остров до извержения.

Датировка извержения Санторина очень важна, так как к ней привязаны многие события II тысячелетия до нашей эры, которые произошли в Восточном Средиземноморье. Традиционно археологи считали датой извержения примерно 1500 год до нашей эры. Радиоуглеродный анализ обугленной оливковой ветки, сохранившейся под вулканическими породами на острове Тира, отодвинул извержение более чем на 100 лет назад. Однако некоторые исследователи считают, что извержения вулканов, которые периодически случаются в Средиземноморье и сопутствующий им выброс вулканических газов, искажают картину и затрудняют анализ содержания изотопа 14С

Археологи из израильского Института Вейцмана Яэль Эрлих (Yael Ehrlich), Лиор Регев ( Lior Regev) и Элизабетта Боаретто (Elisabetta Boaretto) предположили, что неточной могла быть датировка ближайшего к коре годового кольца оливковой ветки. Оно необязательно появилось последним, а значит, может неточно отражать возраст дерева. Образовательная ткань, камбий, формирующая годовые кольца деревьев, необязательно растет симметрично и иногда годовые кольца могут быть не видны. Чтобы это доказать, ученые провели радиоизотопный анализ двух деревьев, срубленных в 2013 году. Одно из них срубили живым (из него исследователи взяли 20 образцов), другое погибло за несколько лет до того (оттуда ученые извлекли 13 образцов).

Результаты исследования показали, что дальнее от центра кольцо необязательно выросло последним. Ближайшая к коре часть дерева могла датироваться как последними годами его, жизни, так и быть на десятки лет старше. Из этого ученые сделали вывод, что оливковое дерево, найденное на острове Тира, в реальности могло быть на 40-50 лет старше, чем показал радиоуглеродный анализ. То есть извержение вулкана могло произойти раньше.

Ранее ученые разработали метод анализа, который позволяет использовать изменения содержания изотопа 14С в годовых кольцах деревьев для точной датировки исторических событий. А другая группа исследователей с помощью дендрохрологии датировала крупнейшее извержение вулкана в Исландии и связать его с христианизацией страны.

Зуб и фрагменты костей из испанской пещеры Эль-Кастильо приписали неандертальцам