Извержение вулкана Эльдгьяу, крупнейшее в Исландии, произошло в 939 году, говорится в Climatic Change. Чтобы датировать это событие, исследователи проанализировали гляциологические измерения проб из гренландских ледников и модель температурных аномалий, построенную по годовым кольцам деревьев. Кроме того, авторы статьи изучили средневековые хроники. По мнению исследователей, извержение Эльдгьяу описывается в знаменитой исландской поэме «Прорицание вёльвы» (которая входит в эпос «Старшая Эдда») и память о нем могла ускорить христианизацию Исландии.
Крупнейший в мире вулканический каньон Эльдгьяу находится на юге Исландии. Его длина достигает восьми километров, глубина — 270 метров, а ширина — 600 метров. Каньон образовался в X веке, во время грандиозного извержения, в ходе которого на поверхность попало более 19 кубических километров лавы, а в воздух было выброшено до 1,4 кубических километров вулканического пепла. По оценкам ученых извержение продолжалось несколько лет, но в вопросе датировки их мнения расходятся. Прямых упоминаний об извержении в средневековых источниках до сих пор не найдено. В научных публикациях, на основании различных данных, называются даты от 933 до 939 годов (1, 2, 3)
Геологи и историки из Великобритании, Швейцарии, США и Франции под руководством Клайва Оппенгеймера (Clive Oppenheimer) из Кембриджского университета решили прояснить вопрос с датировкой извержения. Они проанализировали результаты более ранних гляциологичесикх исследований (1, 2), а также провели измерения проб льда на севере Гренландии и измерили в них концентрацию соединений серы (не морского происхождения), кальция и хлора. Помимо этого исследователи использовали дендрологические данные из более раннего исследования, и реконструировали температурные аномалии в предположительные годы извержения по кольцам деревьев, растущих в разных частях Северного полушария. Для сравнения они использовали извержение исландского вулкана Лаки, которое по силе было сравнимо с извержением Эльдгьяу, но произошло в 1783-84 годах и было хорошо изучено. Кроме того, авторы статьи проанализировали средневековые хроники в поисках упоминаний необычных природных явлений и возможных последствий извержения, в том числе голодных лет и аномального холода.
Результаты исследований показали, что, вероятнее всего, извержение началось весной 939 года и продолжалось, как минимум, полтора года, до осени 940 года. Об этом свидетельствовало резкое повышение концентрации соединений серы и хлора в пробах льда. Эти же даты подтверждались и при реконструкции температурных аномалий: средняя температура летом в 939–941 годах падала в разных частях Европы на 0,7–1,5 градуса.
Извержение Эльдгьяу опосредованно упоминается и в средневековых хрониках. В ирландской Chronicon Scotorum за 939 год говорится: «Солнце было цвета крови с начала одного дня до середины следующего дня». Похожее описание есть и в римской летописи Annales Casinates. В германском источнике Res Gestae Saxonicae, помимо описания кроваво-красного солнца, говорится, что зима 939–940 годов была очень суровой. В ирландских хрониках тоже упоминается необычайно суровая зима 940–941 годов, когда замерзли реки и озера. Возможно, последствия извержения Эльдгьяу почувствовали и в Северной Африке — уровень Нила в 939 году было аномально низким. Исследователи объясняют это образованием аэрозоля из вулканического пепла, из-за которого дождей в истоках реки могло быть намного меньше.
Авторы статьи считают, что извержение было описано, в том числе, и исландцами, но не в хрониках, а в апокалиптической поэме «Прорицание вёльвы». Предположительно, она была создана в середине или в конце X века. В поэме колдунья повествует о начале мира, его гибели и возрождении, и неоднократно упоминает явления, очень похожие на извержение вулкана.
солнце померкнет
в летнюю пору,
бури взъярятся —
довольно ли вам этого?
Солнце померкло,
земля тонет в море,
срываются с неба
светлые звезды,
пламя бушует
питателя жизни,
жар нестерпимый
до неба доходит.
перевод А.И.Корсуна
По мнению исследователей, в поэме говорится о конце языческого культа и приходе нового, единого бога — другими словами, о христианизации страны, которая формально произошла в 999 или 1000 году.
Нисходит тогда
мира владыка,
правящий всем
властелин могучий.
перевод А.И.Корсуна
«Зная точную дату извержения, мы можем трактовать многие записи в средневековых хрониках как возможные последствия — в Европе наблюдается сильная атмосферная дымка, суровые зимы и холодные летние месяцы, плохие урожаи и нехватка продовольствия», — говорит Оппенгеймер. «Но что наиболее поразительно — это стиль практически очевидца события, который описывает извержение в «Прорицание вёльвы». Поэму можно интерпретировать, как предсказание гибели культа языческих богов и их замены единым богом. Предположительно, воспоминание об этом ужасном извержении вулкана было целенаправленно описано в поэме, чтобы ускорить христианизацию Исландии». Стоит отметить, что предположение авторов о том, что «Прорицание вёльвы» как-то ускорило христианизацию Исландии, не подкреплено ничем, кроме, собственно, мнения авторов, поэтому эта гипотеза требует дополнительных подтверждений.
После пары неудачных попыток, скандинавы заселили Исландию в 874 году. В летописях сохранилось даже имя первого переселенца, норвежца Ингольфа Арнарсона, который основал первое поселение на юго-западе острова, рядом с незамерзающей бухтой. Его так и назвали — Рейкьявик — «дымящаяся бухта» или «залив дымов». Подробнее о заселении Исландии можно прочитать в нашем материале.
Юлли Улетова — о свежих находках из Помпей
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора
Древнеримские Помпеи очень давно стали музеем под открытым небом, но исследования города практически никогда не останавливались. В конце ХХ века в Помпеях занимались реставрацией того, что уже было раскопано. А в ХХI-м археологи решились на масштабные раскопки — того, что уже было открыто, а потом вновь засыпано. Результаты этих исследований нам хорошо известны: в Доме Юпитера (теперь он называется Домом Ориона) обнаружили прекрасные мозаики и фрески, а также множество предметов, брошенных раскопщиками XIX века. На соседних улицах открыли замечательный ларарий и украшенный фресками термополий. Все эти открытия произошли в V районе, его раскопки уже завершены, и ученые теперь доделывают работу своих коллег из предыдущих столетий в соседних локациях. О свежих находках рассказывает Юлли Улетова, создатель телеграм-канала «Помпеи изнутри». IX район Например, недавно помпейские археологи начали работу в 10 квартале IX района. Цели те же, что и в V районе: заново вскрыть раскопки XIX века, укрепить грунт на их границах и описать все «забытое» их предшественниками. Район IX — это центральный район Помпей. Раскопки здесь шли в конце XIX и в начале XX века. Теперь археологи вновь расчищают засыпанные тогда дома. Два из них, атриумного типа, были построены еще в самнитский, то есть доримский, период. А в I веке их перестроили — один в мастерские, второй в фуллонику (прачечную) и пекарню. В помещениях вокруг пекарни есть интересные находки. Одна из комнат украшена фреской с изображением Аполлона и целомудренной нимфы Дафны, которая превратилась в лавровое дерево, чтобы скрыться от домогательств объятого страстью бога. В другой комнате сохранилась картина, на которой нарисован Посейдон со своей возлюбленной данаидой Амимоной. Здесь же сохранились следы сгоревшей в пожаре деревянной мебели. Особое внимание обращает на себя фреска, расчищенная буквально на днях в атрии — большом высоком помещении в жилом доме, где обычно принимали и распределяли посетителей. Это натюрморт, на котором можно заметить блюдо, похожее на пиццу. В Древней Греции такие картины называли ксения (ξενῐ́ᾱ). Обычно их размещали в помещениях, доступных для гостей, потому что само слово «ксения» отсылает к античному понятию [note=2992|гостеприимства]. Древнеримский ученый и писатель Витрувий в своем трактате «Об архитектуре» поясняет эту связь: «Пицца», которую мы видим на ксении из дома в 10 квартале IX района, на самом деле фокачча, panis focacius — «хлеб, испеченный в очаге». Их в античности часто использовали для подачи еды, в этом они похожи на лаваш. Например, так о них упоминает Вергилий в «Энеиде»: На помпейской фокачче, предполагают археологи, разложены гранаты и финики с горкой морета (моретума) — пастой из козьего или овечьего сыра, перетертого с чесноком, сельдереем, кориандром и капелькой оливкового масла и уксуса. Помимо лепешки, на большом серебряном подносе — кубок с вином, сухофрукты и плоды арбутуса (земляничника). Все эти продукты в Древнем Риме были доступны даже беднякам. Но что поднос, что кубок — из серебра, это уже роскошь. Контраст неслучаен: нарочито скромная пища на дорогой посуде — это не просто угощение, а бескровная жертва в виде выпечки и фруктов. Возможно, картину дополнят фрески на других стенах атрия. Нашлись здесь и прежде неизвестные жертвы извержения. В служебных помещениях пекарни погибли, согласно результатам предварительного исследования, две женщины и ребенок трех-четырех лет. Их придавило обрушившимся потолком в первой фазе извержения вулкана. Дом Непорочных Возлюбленных Еще две жертвы нашлись в Доме Непорочных Возлюбленных. Здесь обрушившаяся стена погребла под собой двух мужчин. Случилось это во время землетрясения, которое сопровождало извержение вулкана перед приходом в Помпеи пирокластических потоков. Их останки были обнаружены в подсобном помещении, которое в 79 году пустовало из-за ремонта. Возможно, мужчины надеялись пересидеть в нем катастрофу. Предварительный антропологический анализ определил, что погибшим было не меньше 55 лет. Под останками одного из мужчин сохранились бусины из стеклянной пасты — вероятно, от ожерелья, — а также несколько монет. Пять из них: бронзовые асс, квадрант и два сестерция и один серебряный денарий отчеканены в эпоху Веспасиана, то есть между декабрем 69 и июнем 79 года. А вот шестая монета, еще один серебряный денарий, была в обращении гораздо дольше — с середины II века до нашей эры. Впрочем, для античных денег — особенно золотых и серебряных — такой солидный стаж не так уж и удивителен. В углу комнаты, где прятались помпейцы, стояла амфора, рядом разбросано несколько керамических сосудов, а вдоль противоположной стены сохранилась их целая коллекция. Соседнее помещение до ремонта, похоже, было кухней: здесь есть каменный кухонный стол и множество критских амфор для транспортировки вина. На стене располагался ларарий — место для бескровных жертвоприношений домашним духам-защитникам, ларам и пенатам. Ларарии украшали росписями с изображениями этих хранителей, следы такой фрески нашлись и здесь. Кроме того, в стене был закреплен сосуд — возможно, как раз для жертвоприношений. Соседняя с кухней длинная узкая комнатка была туалетом, слив которого соединен с уличной канализацией. Квартал Стабианских бань Продолжаются исследования и городских терм. Они занимали целый квартал в центре города, были прекрасно отделаны изнутри и окружены торговыми лавками. Находка прошлого года — панцирь балканской черепахи с яйцом внутри — дает основания считать, что постройки здесь были заброшены еще за 18 лет до извержения Везувия, после землетрясения 62 года. Иначе черепаха на сносях не выбрала бы это место для гнездования. Теперь же в банях нашли новую напольную мозаику. Однако украшает она вовсе не сами термы, а комнату дома, который стоял тут еще до появления бань. Раскопки под лавками, построенными вдоль двух сторон банного комплекса после землетрясения 62 года, наверняка поведают историю этого городского владения. Большой дом площадью около 900 квадратных метров был построен в середине I века до нашей эры. Он полностью соответствует плану стандартного атриумного дома. С улицы в дом ведет вестибул — небольшая прихожая, затем идет просторный атрий, окруженный спаленками-кубикулами. За атрием располагается таблин — хозяйский кабинет, рядом с ним еще одна комната для приема гостей. Внутреннюю часть владения занимает перистиль — садик с портиком, украшенным мозаичным полом. Теперь мозаичный пол открыли и в комнате для гостей. Мозаика представляет собой роскошный белый «ковер» с эмблемой по центру. По краю пущен узор из квадратов с геометрическими рисунками. Такие декоративные мотивы были широко распространены в мозаичном искусстве Древнего Рима, и образцов геометрических мозаик в Помпеях немало. Мотив же эмблемы — центрального панно мозаичного пола — состоит из кубов с белыми, черными и зелеными гранями. Подобный мотив в Помпеях встречается не впервые — и не только в Стабианских термах. Техника набора таких мозаичных картин называется opus sectile — узор складывается не из мелких квадратиков из стеклянной пасты, так называемых тессер, а из пластинок натурального камня, иногда весьма дорогого. Похожим наборным узором украшены полы таблина в Доме Фавна и в экседре Дома Триптолема. Вилла в Чивите Джулиане Немало находок за прошедшие годы преподнесла и вилла в местечке Чивита Джулиана менее чем в километре от древних стен Помпей. Фрески и граффито с женским именем, останки двух мужчин, конюшня с останками лошадей, фрагменты церемониальной повозки и даже меблированная комната для рабов позволили написать в истории виллы и самих Помпей новые страницы. В конце этого марта археологи нашли на вилле новые следы деятельности местной прислуги — в одной из их комнат вдоль стены вверх дном была аккуратно уложена грубая керамическая посуда для приготовления пищи. А в конце апреля Археологический парк Помпей представил реконструкцию пилента — церемониальной колесницы, металлические фрагменты которой археологи нашли два года назад. Точно восстановить повозку удалось благодаря не только сохранившейся фурнитуре и рельефным украшениям, «законсервированным» без доступа воздуха фрагментам деревянной обшивки корпуса, но и отпечаткам органических элементов типа веревок и остатков растительного декора. Уникальность этой реконструкции не только в том, что она получилась впервые настолько полной, но и в том, что сама колесница — редкая находка именно праздничной, роскошно декорированной повозки. Возможно, этот пилент предназначался для перевозки невесты в ее новый дом. Чего ждать от дальнейших раскопок? Конечно, хочется надеяться на новые находки: предметы быта и роскоши, элементы декоративной отделки домов — фрески и мозаики. Однако еще больше увидеть не только красивые вещи, но и то, что расскажет нам что-то новое об истории жилищ, города и Империи. Это могли бы быть печати владельцев домов, остатки документов, например, на восковых табличках, граффити и дипинти на стенах — личного характера, периода избирательной кампании, объявления о событиях в городе. Случилось же настоящее чудо в 2017 году, когда была открыта огромная эпитафия на окраине Помпей! Из ее текста мы узнали не только новую информацию по истории самих Помпей, но и упоминания о событиях в Риме, а также косвенные сведения о численности населения в Помпеях (подробно об этом — в материале «Гробница неизвестного благодетеля»). Почему бы чуду не произойти вновь? :)