Астрономы разглядели детали взаимодействия группы далеких галактик

Европейская Южная обсерватория опубликовала новый снимок, сделанный широкоугольным телескопом VST, на котором запечатлена галактическая группа NGC 5018.  Благодаря новому изображению удалось рассмотреть структуру группы и признаки взаимодействия галактик, что позволяет узнать больше о формировании и эволюции подобных групп, а также об особенностях галактической морфологии. Статья вышла в журнале The Astrophysical Journal, пресс-релиз опубликован на сайте Европейской Южной обсерватории.

Телескоп VST (VLT Survey Telescope) расположен в Паранальской обсерватории, которая находится в пустыне Атакама в Чили. Диаметр главного зеркала телескопа составляет 2,6 метра, это крупнейший телескопом в мире для проведения обзоров неба, а его поле зрения в два раза превосходит по размеру диск полной Луны. VST работает как партнер комплекса телескопов VLT и используется для выбора объектов для более детальных наблюдений основными телескопами VLT. Его главные научные задачи — открытие и исследование удаленных тел Солнечной системы, включая транснептуновые объекты, поиск транзитов экзопланет, исследование структуры и эволюции галактик, планетарных туманностей и других объектов на небе.

Еще одной задачей для VST является изучение процессов взаимодействия и слияния галактик в группах и скоплениях. В прошлом году VST в рамках программы Fornax Deep Survey (частью обзора эллиптических галактик южного неба VEGAS) пронаблюдал скопление галактик в созвездии Печи, где нашел доказательства, что центральная галактика скопления образовалась при слиянии галактик.

Недавно в рамках этого же обзора VST при помощи своей камеры OmegaCAM получил 400-мегапиксельный снимок галактической группы в созвездии Девы, центральной галактикой которой является эллиптическая галактика NGC 5018. Астрономам удалось разглядеть на снимке следы взаимодействия галактик внутри группы и обмена материей между ними — приливные хвосты и кольцеобразные структуры у пары галактик NGC 5018 и NGC 5022, и приливный хвост из атомарного водорода, соединяющий галактики NGC 5022 и MCG-03-34-013. Предполагается, что NGC 5018 ранее слилась с другой галактикой, что исказило ее форму.

Ранее мы рассказывали о том, как телескоп VLT заснял астероид Весту почти с космической детализацией, запечатлел Нептун лучше «Хаббла» и нашел в атмосфере экзопланеты оксид титана.

В основание крупнейшего солнечного телескопа в Евразии заложили первый камень