NASA объявило, что первый полет пилотируемого космического корабля Crew Dragon, разработанного SpaceX, состоится в ноябре, а не августе 2018 года, как планировалось ранее. Первый полет с астронавтами на борту теперь намечен на апрель 2019 года. За день до этого компания Boeing также объявила о переносе первых полетов своего космического корабля CTS-100 Starliner на несколько месяцев.
В 2010 году NASA запустило программу по стимулированию разработки частных пилотируемых космических кораблей, которые могли бы доставлять американских астронавтов на Международную космическую станцию вместо приближавшихся к последним полетам американским Space Shuttle и российских кораблей «Союз». По время финального этапа программы NASA заключило контракты на перевозку астронавтов со SpaceX, разрабатывающей корабль Crew Dragon, и Boeing, разрабатывающей CTS-100 Starliner.
Изначально первые полеты кораблей были назначены на конец 2016 года и начало 2017, но из-за различных проблем при разработке сроки неоднократно переносились. В случае со SpaceX основные опасения специалистов NASA вызывали недостатки ракеты-носителя Falcon 9, а именно проблемы в баках наддува высокого давления внутри бака с кислородом, которые привели к взрыву ракеты в 2016 году, а также трещинообразование в турбине двигателя Merlin. В мае компания впервые запустила новую модификацию Falcon 9, в которой эти недостатки устранены. Претензии к Boeing заключались в недостатках, обнаруженных в самом космическом корабле — парашютной системе и системе аварийного спасения.
До недавнего времени оба космических корабля должны были отправиться в беспилотный полет к МКС в августе 2018 года, а пилотируемые полеты должны были состояться в ноябре для Boeing и декабре для SpaceX. Теперь стали окончательно известны новые сроки для обоих кораблей. Беспилотный полет Crew Dragon намечен на ноябрь 2018 года, а в апреле 2019 года за ним последует полет с астронавтами на борту. За день до этого вице-президент Boeing объявил, что CTS-100 Starliner отправится в первый беспилотный полет в конце 2018 года или начале 2019, а первый пилотируемый полет корабля состоится летом 2019 года.
Кроме SpaceX и Boeing до последних этапов программы разработки американских частных пилотируемых космических кораблей дошла компания Sierra Nevada Corporation, но она не смогла получить контракт на запуски астронавтов. Тем не менее, компания продолжила разработку космоплана Dream Chaser и получила контракт на перевозку грузов к МКС в период с 2018 по 2020 год с опцией продления контракта до 2024 года. Весной 2018 года NASA проанализировало результаты испытаний, а также конструкцию космоплана, и выдало компании разрешение на продолжение подготовки к первой миссии на МКС. Первый полет космоплана к МКС назначен на конец 2020 года.
Григорий Копиев
Starship стал еще выше за счет промежуточного отсека для «горячей» расстыковки
5 сентября на космодроме Starbase в Техасе SpaceX произвела установку прототипа корабля Starship S25 на вершину ускорителя Super Heavy B9, сообщается в твиттере компании. Оба прототипа будут участвовать во втором испытательном полете ракеты Starship, который, как ожидается, состоится в ближайшее время. По словам Илона Маска, сейчас компания ожидает разрешения на запуск от Федерального управления гражданской авиации США. После первого запуска 120-метровой ракеты Starship, который состоялся в апреле этого года и закончился взрывом (читайте об этом в нашем материале «Она рванула»), компания провела серьезную модернизацию стартовой инфраструктуры. Чтобы избежать разброса камней и образования под стартовым столом огромного кратера от работающих двигателей первой ступени, как это произошло при первом запуске, под ним установили стальную пластину со множеством отверстий, через которые распыляется большой объем воды. Работа системы напоминает направленный вверх и в стороны гигантский душ. Ракета также претерпела модернизацию — в конструкцию ускорителя Super Heavy B9 внесено более тысячи изменений в сравнении с предшественником B7. Самым существенным изменением стал установленный на вершине ускорителя промежуточный отсек для расстыковки ступеней по «горячей» схеме, которая предполагает запуск двигателей второй ступени в момент, когда она еще не отделилась от первой. Внутри отсека находится тепловой экран, который вместе с перфорированными боковыми стенками призван защитить ускоритель, отводя раскаленные газы наружу. 5 сентября на космодроме Starbase в Техасе прототип корабля Starship S25 был установлен на вершину уже находящегося на стартовом столе ускорителя Super Heavy B9 с помощью крана, прозванного «Mechazilla». За счет промежуточного отсека, установленного между ускорителем и кораблем, ракета стала выше на пару метров, побив собственный 120-метровый рекорд. По словам Илона Маска, Starship готов к запуску, однако необходимо дождаться разрешения от Федерального управления по гражданской авиации США (FAA). Ранее SpaceX уже получила лицензию на связь со Starship от Федеральной комиссии по связи (FCC), которая будет действовать с 7 сентября 2023 года по 23 февраля 2024 года. Кроме этого были проведены огневые испытания прототипов корабля и ускорителя. Таким образом SpaceX завершила основные этапы подготовки ко второй попытке запуска Starship на орбиту.