Астрономы, наблюдающие за падениями метеоритов на Луну, зафиксировали сразу две вспышки от таких падений за период менее суток, сообщает Европейское космическое агентство со ссылкой на данные проекта MIDAS (Moon Impacts Detection and Analysis System).
Кратковременные лунные явления (Transient Lunar Phenomena) известны еще с античности - уже тогда люди замечали вспышки, «туманы» и временные изменения цвета лунной поверхности. В 1978 году американский ученый Уинфред Кэмерон (Winifred Cameron) составил каталог, в котором были приведены данные о 1468 таких событиях.
Систематические наблюдения за поверхностью Луны с целью фиксации таких вспышек с помощью роботизированных телескопов начали в 1997 году испанские астрономы в рамках проекта MIDAS, а в 2006 году началась аналогичная программа NASA Lunar Impact Monitoring. Астрономы постоянно фиксируют вспышки на затененной части лунной поверхности, связанные с падениями метеороидов массой от нескольких граммов до килограммов. В месяц ученые фиксируют от нескольких штук до нескольких десятков падений - их количество может резко меняться в зависимости от метеорных потоков. Например, в декабре 2017 года, в период максимума действия потока Геминиды ученые NASA зафиксировали около 20 вспышек.
Чуть больше недели назад, 17 июля, телескопы MIDAS зафиксировали сразу две вспышки в течение одних суток. По оценкам ученых, мощность вспышек соответствовала падению метеороидов размером примерно с грецкий орех. Вероятнее всего их источник - метеорный поток Альфа-Каприкорниды, который, в свою очередь, представляет собой поток пыли, порожденной кометой 169P/NEAT.
Ученые подчеркивают, что наблюдения за падениями лунных метеоритов позволяют уточнить масштаб потока космических объектов, которые падают в том числе и на Землю. Отслеживать падения астероидов на Земле достаточно сложно, поскольку большая их часть сгорает в верхних слоях атмосферы. Однако в последние годы ученым все же иногда удается обнаруживать астероиды до того, момента, когда они упадут на планету. В частности, так случилось с астероидом 2018 LA, который упал в Южной Африке. Однако до создания полноценной системы предупреждения, способной вовремя оповестить о угрозе падении объектов, сопоставимых с Тунгусским космическим телом, пока далеко.
Илья Ферапонтов
Его ширина составляет 322 километра
Астрономы оценили альбедо и форму кандидата в карликовую планету 2002 MS4 из Пояса Койпера, а также нашли на нем впадину глубиной 45,1 километра и протяженностью 322 километра — предположительно, это огромный кратер. Это удалось сделать благодаря наблюдениям покрытий объектом звезд Млечного Пути. Препринт работы опубликован на сайте arXiv.org. Покрытия звезд возникают, когда какое-либо близкое к земному наблюдателю тело, такое как астероид, планета или ее спутник, проходят на фоне звезды Млечного Пути, вызывая падение ее яркости или закрывая ее полностью. Это позволяет уточнить размеры и форму тела, его орбиту или выявить наличие колец или других структур. В частности, благодаря покрытиям звезд были открыты кольца у Урана и карликовой планеты Квавар из Пояса Койпера, а также установлена двойственность Аррокота — цели зонда New Horizons. Группа астрономов во главе с Флавией Роммель (Flavia Rommel) из Федерального технологического университета в Бразилии опубликовала результаты программы по наблюдению девяти покрытий звезд кандидатом в карликовую планету в Поясе Койпера (307261) 2002 MS4, проводившейся в период с 2019 по 2022 год при помощи ряда наземных телескопов в Южной и Северной Америке, Африке, Европе и Западной Азии. Объект был обнаружен в рамках программы отслеживания околоземных астероидов в июня 2002 года и классифицируется как представитель горячей популяции классических тел Пояса Койпера. Модель 2002 MS4, лучше всего подходящая под данные наблюдений, обладает большой полуосью 412 километров и малой полуосью 385 километров, а также оценочным геометрическим альбедо 0,1. Исследователи также обнаружили три отчетливых детали рельефа, видимых в северо-восточной части лимба: впадина, глубиной 11 километров, за которой следует возвышенность высотой 25 километров, за которой следует еще одна впадина с глубиной 45,1 километра и линейной протяженностью 322 километра. Предполагается, что если вторая впадина является ударным кратером, то это может быть самый большой кратер на транснептуновых объектах. Однако не исключена полностью модель, где возвышенность объясняется наличием спутника, хотя из данных наблюдений явно не следует присутствие у 2002 MS4 выбросов с поверхности, спутников или колец. Ранее мы рассказывали о том, как самый крупный кратер Аррокота рассказал о его ударном прошлом.