Летучие мыши за несколько месяцев привыкли к воротам в заброшенных шахтах

Летучие мыши привыкают к новым воротам заброшенных шахт, поставленных для ограничения доступа для человека, в течение первого года обитания в них. К такому выводу пришли американские ученые, которые изучали адаптацию ночных животных к воротам, выставленным на входе в шахты на территории юго-западных районов США. Статья опубликована в The Journal of Wildlife Management

В настоящее время многие ночные животные (совы, летучие мыши и некоторые грызуны) находят себе убежище в когда-то использованных человеком местностях: заброшенных домах и других сооружениях. Тем не менее, шаткие конструкции таких сооружений без обслуживания нередко представляют опасность для человека, из-за чего проход к ним ограничивают специальными знаками или же воротами. И если для человека такое ограничение может служить методом обеспечения безопасности, то животным оно может помешать, нарушая привычный образ жизни. Однако эмпирических данных для подтверждения такой гипотезы до сих пор собрано мало.

Оценить, как на поведение летучих мышей влияют выставленные на входе в заброшенные шахты ворота, решили ученые под руководством Кэрол Чемберс (Carol Chambers) из Университета Северной Аризоны. Для этого они провели ряд экспериментов по изучению адаптации животных к новым условиям в течение разных временных периодов. Для этого ученые использовали несколько заброшенных шахт на территории США. На входе в каждую из шахт установили своеобразные ворота из трубы диаметром 76 сантиметров, проход через которую был перегорожен горизонтальной решеткой. Для конструкции использовали либо стальной профилированный лист, либо высокоплотный полиэтилен. Пространство вокруг ворот завесили тканью для того, чтобы животные не смогли найти обходных путей. Высоту расположения ворот также меняли, помещая их либо на высоте 15 сантиметров от земли, либо на метр выше. Поведение летучих мышей при выходе из пещеры записывали на камеры ночного видения, отмечая случаи, когда особь останавливалась перед воротами, разворачивалась, врезалась или успешно пролетала сквозь решетку. Поведение животных при маневре сравнили с записями, сделанными до установки ворот.

Использованные шахты имели единственный вход и были, как минимум, 60 метров в длину; в зимний период в них обитали большие (более сотни особей) колонии летучих мышей разных видов: среди них, например, особи вида калифорнийский листонос (Macrotus californicus) и бразильский складчатогуб (Tadarida brasiliensis). Материал и высоту ворот выбирали случайно; шахты также варьировались в длине и строении (в некоторых из них было много ответвлений и помещений, что учли при анализе).

Проанализировав видеозаписи, ученые заметили, что при установке ворот летучие мыши чаще совершали энергозатратные маневры, чтобы приспособиться к новым условиям: кружили и останавливались на лету, чтобы преодолеть перегородки. На поведение летучих мышей, однако, не влиял материал и расположение ворот.

Поведение животных затем проверили в двух долгосрочных исследованиях: первое длилось около года (под наблюдением оказались семь заброшенных шахт), а второе — чуть больше четырех лет. В течение года после установки ворот, по словам ученых, летучие мыши адаптировались к новым препятствием и без труда находили входы и выходы. Тем не менее, наблюдения показали, что адаптация сильно зависела от способностей вида: чаще врезались в новые ворота менее маневренные, а также обладающие слабой способностью к эхолокации складчатогубы.

Как показал анализ помета, новые ворота также не повлияли на численность популяций, обитающих в шахтах: среди факторов, влияющих на разнообразие видов летучих мышей в пределах одной местности, влияли длина шахты, глубина, а также количество уровней и ответвлений. Тем не менее, в долгосрочном исследовании ученым также удалось проверить, как на популяции летучих мышей влияет расстояние между прутьями решеток. Оно оказалось важно только для ушанов Таунсенда (Corynorhinus townsendii): они предпочитали гнездиться в шахтах, балки в воротах которых находятся на расстоянии, не превышающем 15,5 сантиметра (по всей видимости, из-за опасения перед нападением хищников).

В целом, ученые показали, что летучие мыши достаточно быстро (в течение первого года) адаптируются к появлению решетчатых ворот в возможных для заселения шахтах. Тем не менее, перед установкой таких конструкций для ограничения доступа человека необходимо оценить разнообразие возможных видов и соответствующим образом адаптировать конструкцию ворот.

Летучие мыши достаточно чувствительны к особенностям места обитания. К примеру, бурые ушаны останавливаются в колокольнях церквей, но из-за ночной подсветки нередко вынуждены их покинуть. Неудобство для рукокрылых представляют и гладкие стеклянные поверхности: недавно ученые выяснили, что летучие мыши воспринимают их как пролетные пути и часто врезаются в них.

Людьми вырастут?