Древних рептилий назвали в честь Змея Горыныча и ночницы

Палеонтологи нашли в Кировской области окаменелости двух новых родов и видов терапсид, звероподобных рептилий, живших в пермский период (299-252 миллиона лет назад). Как сообщается в двух статьях (1, 2) в PeerJ, родовые имена ящеры получили в честь персонажей из славянской мифологии — Змея Горыныча и ночницы.

Терапсиды появились в начале пермского периода, около 275 миллионов лет назад. К ним относятся цинодонты, от которых позднее произошли млекопитающие. У терапсид уже появились черты, характерные для современных млекопитающих, вероятно, некоторые из них были теплокровными; у них не было чешуи, а некоторые виды, возможно, были покрыты шерстью. Конечности терапсид находились под телом, как у современных млекопитающих, а не были расставлены, как у рептилий. У некоторых терапсид произошла «специализация» зубов и появились резцы, клыки и коренные зубы. Они пережили пермско-триасовое массовое вымирание, случившееся около 252 миллионов лет назад, и вымерли в конце триасового периода, который закончился примерно 201 миллион лет назад.

Отряд терапсид подразделяется на несколько подотрядов. Один из них — тероцефалы — были примитивными рептилиями, по большей части хищниками. Самые крупные из них достигали двух метров в длину. У некоторых тероцефалов, возможно, были вибриссы или усы. Представители другого подотряда — горгонопсы — были одними из крупнейших хищников в конце пермского периода. Крупнейший известный горгонопс был размерами с крупного медведя и с саблевидными клыками длиной 12 сантиметров. Окаменелости тероцефалов и горгонопсов находили чаще всего в Южной Африке, реже — в европейской части России и Китае.

Палеонтологи Кристиан Каммерер (Christian Kammerer) из Музея естествознания Северной Каролины и Владимир Масютин из Вятского палеонтологического музея нашли в отложениях вблизи города Котельнич в Кировской области окаменелости двух терапсид. Почти полные черепа и некоторые кости скелета принадлежали рептилиям неизвестного рода и вида тероцефалов и горгонопсов. Тероцефал оказался крупнейшим хищником, найденным в котельнических отложениях. Он был размерами немного меньше современного волка (длина черепа около 20 сантиметров) с клыками длиной 2-3 сантиметра. Исследователи назвали хищника в честь Змея Горыныча, Gorynychus masyutinae. Хищника из подотряда горгонопсов, Nochnitsa geminidens, назвали по имени ночницы — по поверьям, она нападала на детей и вызывала у них беспокойство и бессонницу. Ночница оказалась примерно вдвое меньше горыныча; у нее была вытянутая морда и заметные клыки длиной 1-2 сантиметра.

Ранее палеонтологи выяснили, что древнейшее ядовитое позвоночное, известное на сегодняшний день, относилось к терапсидам и обитало в пермский период, около 260 миллионов лет назад.

Древнейший муравей-кочевник из балтийского янтаря оказался почти современным